Перейти к содержимому


!!! Только у нас на форуме !!!
Спектакли от дяди Пчёлки

для просмотра необходима регистрация
Фотография
- - - - -

Семь чудес монтажа


  • Please log in to reply
24 ответов в этой теме

#1 RenatAma

RenatAma

    20.08.1962 г.-06.05.2008 г.

  • Администратор.
  • 1 847 Сообщений:

Отправлено 04 дек 2002 - 16:53

Решил вот разметить пока тут статейку про монтаж.
Автор - Юрий Манусов.
В сети вроде нет. Может позже, с админом договоримся, на сайте разместим целиком. Или я на своем размещу.
А вы, Читатель, пометьте, полезно оно нет? А то может не надо никому?!

-------------------------------

Французское слово «монтаж» в переводе означает «сборка». «Монтаж—это трансцендентальное единство перцепций». «Монтаж — это восприятие человеком бытия». «Монтаж — это глубинная сущность искусства». И т. д.
Великие спорят: «Режиссура — это монтаж». Нет - «Монтаж шире режиссуры». «Фильм рождается за монтажным столом». Нет — «Фильм рождается в голове сценариста». И т. д. «Монтаж — это просто». «Научиться монтировать, что выучить азбуку».

Не имеем права обойти киноэнциклопедию: «Монтаж — это:
1. Система специфических выразительных средств экрана, создающих кинематографическую образность.
2. Принцип и закономерности построения художественного образа.
3. Технологический и творческий процесс соединения отдельно снятых кадров в единое художественное целое — фильм».
Если сказать образно, монтаж — это волшебная палочка режиссера. И здесь вполне уместно слегка перефразировать известное высказывание: «мы говорим — монтаж, подразумеваем — режиссура; мы говорим — режиссура, подразумеваем — монтаж."

И опять энциклопедия: «Различают два вида монтажа: внутрикадровый и межкадровый. Внутрикадровый монтаж — построение единого выразительного пространства-времени кадра. Его выразительный арсенал — ракурс, объектив (глубина резко изображаемого пространства), масштаб изображения (дальний, общий, средний, крупный планы, деталь), длина кадра, движение камеры, цвет, звук, средства актерского исполнения, декорации и музыка. Композиция кадра объединяет все его выразительные средства в новое художественное целое — мизанкадр (термин С. М. Эйзенштейна). Межкадровый монтаж — сочетание мизан-кадров на основе их содержательного взаимодействия, ведущего к созданию единой монтажной системы фильма».
  • 0

#2 RenatAma

RenatAma

    20.08.1962 г.-06.05.2008 г.

  • Администратор.
  • 1 847 Сообщений:

Отправлено 04 дек 2002 - 16:53

1. Повествовательный, или горизонтальный монтаж. При сжатом времени создается иллюзия непрерывности благодаря тому, что переходы из кадра в кадр мягкие и незаметные.
Сразу отбрасываем планы, где внутрикадровые перемещения камеры происходят с необоснованным изменением скорости движения. Такие панорамы, отъезды и наезды называют «дергаными». Не включаем и те панорамы, где глаз не успевает ничего рассмотреть. И наоборот, убираем затянутые и пустые панорамы. Не берем кадры с нарушенной композицией: тяжеловесные, неуравновешенные, с линией горизонта посередине и т. п. И конечно, откладываем кадры нерезкие, темные, пересвеченные, а также с неверным цветовым балансом — красноватые, голубоватые и т. п.
Все, что мы перечислили, — это явный брак и непосредственного отношения к монтажу не имеет.
Нельзя обойтись только одним общим планом. Необходимы, как минимум, укрупнение и фиксация реакции. Выбираем понравившийся общий план и присоединяем к нему крупный. Но как? Соблюдаем закон единства движения. Скорость пробега человека в первом кадре должна соответствовать скорости передвижения его ног во втором. Но этого мало! Если на общем плане была приподнята правая нога, а левая стояла на ступеньке, то и на крупном плане движение должно начаться с правой ноги.
При соблюдении этих принципов можно снять ноги другого человека, в другое время. Зритель подмены не заметит. Это первое чудо монтажа. Соединение разнородных частей в целое. Руки одного человека, ноги второго, голова третьего, а спина четвертого.
У человека за спиной столб, а на общем плане столба нет — актер стоял в другом месте. Эти кадры соединять нельзя. В другом дубле средний план снят при ярком солнце, а на общем плане солнце находилось за облаками. Разница по контрасту и по цветопередаче. Не подходит. Смотрим дальше. В первом кадре дорога сухая, во втором — мокрая. Откладываем. В предыдущем кадре рубашка у мужчины расстегнута, здесь — нет. Да еще на лице ссадина. Едут машины. Одна остановилась — красная. Но на общем плане подъезжала желтая, и другой марки. Можно брать этот кадр? Нет. Таких нестыковок при соединении двух планов может оказаться множество. Бывает, что и опытный режиссер не заметит: герой стоял в домашних тапочках, а садился в машину — в туфлях. Во всех этих случаях нужна простая внимательность.
Но вот задачка посложнее. Можно ли монтировать такие кадры: мужчина с поднятой рукой — на дальнем плане; встык — крупно ладонь? Нельзя. Несоответствие крупностей.
Однако больше всего ошибок бывает с направлением. Если мы видим героя с затылка и рука его вытянута по диагонали кадра слева направо, то в монтируемом кадре, снятым с обратной точки, ладонь должна располагаться пальцами к левому углу. В противном случае совершается «грамматическая» ошибка под названием — нарушение единства пространства.
Неверно выбранное направление встречается даже у профессиональных режиссеров, когда, к примеру, беседа двух человек снимается одной камерой. Вдруг случилась задержка, а потом, после досъемки, обнаружилось, что ответные реплики сняты не через то плечо. При монтаже, переходя с общего плана на крупный и наоборот, ни в коем случае нельзя путать прямое и зеркальное отображение предмета или объекта.
  • 0

#3 RenatAma

RenatAma

    20.08.1962 г.-06.05.2008 г.

  • Администратор.
  • 1 847 Сообщений:

Отправлено 04 дек 2002 - 16:54

Существует неписаное правило: если актер ушел из кадра вправо, то, возвращаясь, он должен справа и появиться. Почему неписаное? Потому что, напоминаем, писаных правил нет. Возможны любые нарушения. При условии, конечно, если это делается сознательно, ради достижения особого эффекта.
То же самое касается и ракурса. Нельзя, например, снятый с крыши план, монтировать с планом, в котором съемка велась с точки зрения муравья. Не соединяются и два плана одной крупности, снятые с разных точек. Происходит неприятный для глаза «скачок».
Раздражение случится и тогда, когда после показа лица мужчины, дать встык остановившуюся машину какого-нибудь ядовитого цвета. Сочетание тех или иных цветов вызывает у зрителя ту или иную реакцию. Это надо помнить. Если сцена решена в светлых тонах — одно настроение, в темных — другое. Наша задача, повторяем, делать «склейки» незаметными. Конечно, можно использовать наплыв, рамку, всевозможные «перебивки», но это не красит режиссера!!!.
Новый вопрос: какова должна быть длина отдельных планов? Допустим, общий план стоящего у обочины мужчины берем по времени — одну секунду, отдельно его руку - пять секунд. Так можно? Даже неискушенный в режиссуре скажет — нет. Вот, наоборот - пожалуйста. Верно? В подобных случаях каждый имеет право полагаться только на собственное ощущение времени. Но запомните, существенную роль играет контекст.
Дальше. Человек, сев в автомобиль, отъезжает.
Камеры сопровождают его тремя способами. Статично — с тротуара; в параллельном движении — на машине (или с вертолета); изнутри салона автомобиля, где едет наш герой. Чтобы правильно чередовать эти планы, к сказанному выше надо добавить еще одну азбучную истину. На всем протяжении пути машина должна ехать в одну сторону, допустим, слева направо. Если в купе поезда фон за окном движется слева направо, то летящий на общем плане состав должен двигаться справа налево.
Иначе зритель подумает, что герой возвращается. При условии, конечно, если в кадре не было видимого поворота.
В принципе, весь проезд можно снять одним планом. Это будет так называемый внутрикадровый монтаж.
Все эти приемы монтажа называются «возможность варьирования временем» - и это второе чудо монтажа.
  • 0

#4 RenatAma

RenatAma

    20.08.1962 г.-06.05.2008 г.

  • Администратор.
  • 1 847 Сообщений:

Отправлено 04 дек 2002 - 16:55

2. Параллельный монтаж – это переброс в пространстве. Кадры стыкуются из разных пространств.
Например, мужчина на городской улице. Девушка в больничной палате. Несется поезд. Капает капельница. Мелькают тени на дискотеке. В бледной руке смятое фото.
Этот переброс в пространстве может продолжаться сколь угодно долго. Такой монтаж называется параллельным. Стыки планов резкие. Контраст по цвету, свету, звуку, динамике. Но главное — резкий переход из одного пространства в другое вызывает у зрителя особые переживания.
Возможность варьирования с пространством — есть третье чудо монтажа. Эти возможности неограниченны. Эпизоды можно смонтировать и наложением друг на друга: и сразу меняется эмоциональная окраска. Это уже - перекрестный монтаж.
Но добиться нужной атмосферы всего эпизода позволяет не тот или иной вид монтажа, а его ритм. Есть такое выражение: бог фильма - ритм! Лучше не скажешь.
Ритм — это волшебное сочетание всех, абсолютно всех компонентов картины. Если режиссер ощутил его, если выстроил последовательность кадров в единственно возможном пропорциональном соотношении, в неповторимом композиционном ключе — успех обеспечен. И это главное чудо монтажа. Одно плохо, научить чувствовать ритм невозможно. Но есть кое-какие рецепты.
  • 0

#5 RenatAma

RenatAma

    20.08.1962 г.-06.05.2008 г.

  • Администратор.
  • 1 847 Сообщений:

Отправлено 04 дек 2002 - 16:55

В современных голливудских фильмах чаще всего встречается так называемый «клиповый» монтаж. Кадры предельно короткие и предельно динамичные. А также контрапунктные по цвету, свету, музыке и шумам. В композиции присутствуют два крупных поворота сюжета и два момента резкого обострения ситуации. Экранное время от начала эпизода до его кульминации и время от кульминации до завершения эпизода соотносятся, как 5/3, 8/5 или 13/8. Эти пропорции известны еще древним архитекторам. Например, такие соотношения, как 2/4 или 4/1 для высоты и ширины фасада делают здание убогим и некрасивым. А пропорции, приведенные выше, придают сооружению особое изящество.

Начнем с классического примера — «эффекта Кулешова».
* Русский режиссер в своих кинематографических опытах открыл феноменальную особенность кино. При стыке одного и того же кадра с соседним, происходил потрясающий эффект.
На нейтральном фоне был снят крупный план актера Мозжухина. Его лицо ни о чем особенном не говорило. Но стоило присоединить к нему кадр с тарелкой супа, как взгляд актера становился взглядом голодного человека. План с тарелкой супа заменялся планом играющего ребенка. И во взгляде сразу же читалось умиление. Третий вариант — девушка в гробу. Теперь на лице Мозжухина проступало человеческое горе.
Да это было чудо. Опять же, чудо монтажа.
Еще одно чудо обнаружил Сергей Эйзенштейн. Развивая идеи Кулешова, он в своей знаменитой статье «Монтаж 1938» писал следующее: «Изображение А и изображение В должны быть так выбраны из всех возможных черт внутри развиваемой темы, должны быть так выисканы, чтобы сопоставление их — именно их, а не других элементов, — вызвало в восприятии и чувствах зрителя наиболее исчерпывающе полный образ самой темы». Короче, при целенаправленном соединении двух планов, кусков, эпизодов рождается нечто третье, которое не присутствовало отдельно ни в первом, ни во втором. Рождается художественный образ.
Такой монтаж Эйзенштейн назвал «вертикальным». А монтаж самих художественных образов или «монтаж монтажей» рождает уже целостный художественный мир. Или другими словами, проявляет индивидуальность творца.
Это последнее, седьмое чудо монтажа.
  • 0

#6 RenatAma

RenatAma

    20.08.1962 г.-06.05.2008 г.

  • Администратор.
  • 1 847 Сообщений:

Отправлено 08 дек 2002 - 04:11

Чаво молчите-то?
Али не читает тут никто такие длинные штуки?
Могу упаковать.

Хоть бы чё-нить сказали. Стараешься тут для них...

Э-э-э-х! Лучше бы дядя Федор черепаху вместо вас купил. В коробочке...
  • 0

#7 Guest_Timoha_*

Guest_Timoha_*
  • Гость

Отправлено 08 дек 2002 - 16:04

... прости, народ подумал что ... этот топик не требует комментариев :D
... интересно читать, спссибо... большое :lol:
... если не трудно - упакуй :(
  • 0

#8 Guest_lucie_*

Guest_lucie_*
  • Гость

Отправлено 08 дек 2002 - 20:20

Мы не просто молчим, мы усваиваем :D
Спасибо большое! Информация безусловно полезная, если есть еще - выкладывайте, будем изучать :lol:
  • 0

#9 Guest_geny_sofroni_*

Guest_geny_sofroni_*
  • Гость

Отправлено 09 дек 2002 - 18:59

Pishi pishi vse oceni interesno :lol:
  • 0

#10 Guest_RomanW_*

Guest_RomanW_*
  • Гость

Отправлено 10 дек 2002 - 15:05

Ты наверное учишся где-то?
Иначе простым смертным копаться в понятиях и тем более рассказывать об этом другим духу н хватит.
Но продолжай! Мы заинтерисованы расширять свой кругозор. :lol:
  • 0

#11 RenatAma

RenatAma

    20.08.1962 г.-06.05.2008 г.

  • Администратор.
  • 1 847 Сообщений:

Отправлено 10 дек 2002 - 16:07

Конечно учусь! Это - один из самых великих кайфов - учится тому, чему ты сам хочешь учиться.
А все обязательных видов образования я уж наполучался :lol:
  • 0

#12 Guest_Maverick_*

Guest_Maverick_*
  • Гость

Отправлено 12 дек 2002 - 15:22

Классные статьи!

Приятно читать когда и материал интересный и изложен понятно, а то частый парадокс, что чем интереснее материал тем его сложнее интересно изложить.

А насчет обучения это в самую точку.
Также как с работой: Счастливый человек тот кто занимается любимым делом. а ему за это еще и деньги платят.
  • 0

#13 Guest_Evgeniy_*

Guest_Evgeniy_*
  • Гость

Отправлено 06 фев 2003 - 02:50

RenatAma!
Это очень полезный и отлично подобранный материал! Большое спасибо. С интересом прочитал эту статью и другие.
Вопрос такой: там, где ты учишься, нет ли вечернего отделения (днем-то - основная работа, - никуда не вырваться)?
С уважением, Evgeniy.
  • 0

#14 RenatAma

RenatAma

    20.08.1962 г.-06.05.2008 г.

  • Администратор.
  • 1 847 Сообщений:

Отправлено 06 фев 2003 - 03:39

Дык, то, где я учусь сейчас - Институт Самообразования.
В основном, с помощью этого и официального форумов Пиннейкл.
Ну и другие сайты и форумы, конечно, тоже помогают выуживать информацию.
Так что, вот.
Образование, вообще-то, процесс создания образа (мира).
Пребывая здесь, этот образ и вырисовывается. Тут ведь - практика.
Начитаешься, и айда сразу пробовать...
Так и учусь!
  • 0

#15 Guest_DvWander_*

Guest_DvWander_*
  • Гость

Отправлено 06 фев 2003 - 12:48

Есть у меня две книжонки по монтажу (современные) для телевизионщиков. Но они в бумаге. Идеи в принципе правильные но их надо дополнять. Особенно по масштабам.
  • 0

#16 Миха

Миха
  • Участник
  • 390 Сообщений:

Отправлено 06 фев 2003 - 15:54

[url="http://www.videoton.ru/Articles/Article1.html"]http://www.videoton....s/Article1.html[/url]
Классная статья про монтаж
  • 0

#17 Musa

Musa
  • Участниk
  • 9 Сообщений:

Отправлено 06 фев 2003 - 16:50

Просто кошмар, только расслабился, ролик готов, рюмка в руке и на!!!!
Начитался ..... От клипа тошнит, в корзину и опять не спать создавать кинематографическую образность. Эдок ничего кроме сырья и не получиш в итоге.
Я в ужасе!!!!!!!! :angry: [COLOR=red]
  • 0

#18 Guest_Evgeniy_*

Guest_Evgeniy_*
  • Гость

Отправлено 07 фев 2003 - 02:51

Хорошо. С монтажем понятно. Сценарии - только из головы?, или есть все-таки писанные-неписанные каноны-основы-правила: как "шедевр оскарно-голливудский" можно еще пытаться родить, а в какую сторону даже задумываться не стоит? Или я вовсе не на том форуме тему эту поднимаю?
  • 0

#19 RenatAma

RenatAma

    20.08.1962 г.-06.05.2008 г.

  • Администратор.
  • 1 847 Сообщений:

Отправлено 07 фев 2003 - 03:04

Не совсем понял :angry:
Ты хочешь правила написания (создания) сценария?
Есть такая тема!
Хочешь - расскажу?
  • 0

#20 Guest_Evgeniy_*

Guest_Evgeniy_*
  • Гость

Отправлено 07 фев 2003 - 03:36

Если есть такая тема, то очень хочу.
  • 0

#21 Guest_NETVID_*

Guest_NETVID_*
  • Гость

Отправлено 07 фев 2003 - 08:41

RenatAma! Спасибо за статьи! Есть чему поучиться! Очень здорово!
  • 0

#22 RenatAma

RenatAma

    20.08.1962 г.-06.05.2008 г.

  • Администратор.
  • 1 847 Сообщений:

Отправлено 08 фев 2003 - 00:54

Если есть такая тема, то очень хочу.

Сказано - сделано. Здесь о сценарии

http://1dv.ru/forums...f38918147522388 :(
  • 0

#23 Guest_elen_*

Guest_elen_*
  • Гость

Отправлено 05 сен 2003 - 13:35

Хоть и с большим опозданием, но все равно спасибо большое и за "сценарий" и за "монтаж".
  • 0

#24 Slava2

Slava2
  • Участник
  • 4 533 Сообщений:

Отправлено 05 сен 2003 - 14:05

Ренат!
Ты превзошёл сам себя...
Молодец...
Много интересного...

СПАСИБО!!!
  • 0

#25 mic2001

mic2001
  • Администратор
  • 3 532 Сообщений:

Отправлено 05 сен 2003 - 21:10

Хочу добавить свое скромное слово. В off-line есть журнал такой "625". Большинству он, скорее всего, знаком. Чем хорош - очень много различного рода теоретической информации. В том числе и выложенные уважаемым RenatAma, статьи. Про поликадры, кстати, тоже интересная статейка проскакивала. Кроме теории - новости из мира ТВ техники. Прогрессивная вещь, хочу сказать. Какое-то подобие - www.625-net.ru
  • 0


0 человек читают эту тему

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей

Rambler's Top100