!!! Только у нас на форуме !!! | |
Спектакли от дяди Пчёлки
для просмотра необходима регистрация |
Семь чудес монтажа
#1
Отправлено 04 дек 2002 - 16:53
Автор - Юрий Манусов.
В сети вроде нет. Может позже, с админом договоримся, на сайте разместим целиком. Или я на своем размещу.
А вы, Читатель, пометьте, полезно оно нет? А то может не надо никому?!
-------------------------------
Французское слово «монтаж» в переводе означает «сборка». «Монтаж—это трансцендентальное единство перцепций». «Монтаж — это восприятие человеком бытия». «Монтаж — это глубинная сущность искусства». И т. д.
Великие спорят: «Режиссура — это монтаж». Нет - «Монтаж шире режиссуры». «Фильм рождается за монтажным столом». Нет — «Фильм рождается в голове сценариста». И т. д. «Монтаж — это просто». «Научиться монтировать, что выучить азбуку».
Не имеем права обойти киноэнциклопедию: «Монтаж — это:
1. Система специфических выразительных средств экрана, создающих кинематографическую образность.
2. Принцип и закономерности построения художественного образа.
3. Технологический и творческий процесс соединения отдельно снятых кадров в единое художественное целое — фильм».
Если сказать образно, монтаж — это волшебная палочка режиссера. И здесь вполне уместно слегка перефразировать известное высказывание: «мы говорим — монтаж, подразумеваем — режиссура; мы говорим — режиссура, подразумеваем — монтаж."
И опять энциклопедия: «Различают два вида монтажа: внутрикадровый и межкадровый. Внутрикадровый монтаж — построение единого выразительного пространства-времени кадра. Его выразительный арсенал — ракурс, объектив (глубина резко изображаемого пространства), масштаб изображения (дальний, общий, средний, крупный планы, деталь), длина кадра, движение камеры, цвет, звук, средства актерского исполнения, декорации и музыка. Композиция кадра объединяет все его выразительные средства в новое художественное целое — мизанкадр (термин С. М. Эйзенштейна). Межкадровый монтаж — сочетание мизан-кадров на основе их содержательного взаимодействия, ведущего к созданию единой монтажной системы фильма».
#2
Отправлено 04 дек 2002 - 16:53
Сразу отбрасываем планы, где внутрикадровые перемещения камеры происходят с необоснованным изменением скорости движения. Такие панорамы, отъезды и наезды называют «дергаными». Не включаем и те панорамы, где глаз не успевает ничего рассмотреть. И наоборот, убираем затянутые и пустые панорамы. Не берем кадры с нарушенной композицией: тяжеловесные, неуравновешенные, с линией горизонта посередине и т. п. И конечно, откладываем кадры нерезкие, темные, пересвеченные, а также с неверным цветовым балансом — красноватые, голубоватые и т. п.
Все, что мы перечислили, — это явный брак и непосредственного отношения к монтажу не имеет.
Нельзя обойтись только одним общим планом. Необходимы, как минимум, укрупнение и фиксация реакции. Выбираем понравившийся общий план и присоединяем к нему крупный. Но как? Соблюдаем закон единства движения. Скорость пробега человека в первом кадре должна соответствовать скорости передвижения его ног во втором. Но этого мало! Если на общем плане была приподнята правая нога, а левая стояла на ступеньке, то и на крупном плане движение должно начаться с правой ноги.
При соблюдении этих принципов можно снять ноги другого человека, в другое время. Зритель подмены не заметит. Это первое чудо монтажа. Соединение разнородных частей в целое. Руки одного человека, ноги второго, голова третьего, а спина четвертого.
У человека за спиной столб, а на общем плане столба нет — актер стоял в другом месте. Эти кадры соединять нельзя. В другом дубле средний план снят при ярком солнце, а на общем плане солнце находилось за облаками. Разница по контрасту и по цветопередаче. Не подходит. Смотрим дальше. В первом кадре дорога сухая, во втором — мокрая. Откладываем. В предыдущем кадре рубашка у мужчины расстегнута, здесь — нет. Да еще на лице ссадина. Едут машины. Одна остановилась — красная. Но на общем плане подъезжала желтая, и другой марки. Можно брать этот кадр? Нет. Таких нестыковок при соединении двух планов может оказаться множество. Бывает, что и опытный режиссер не заметит: герой стоял в домашних тапочках, а садился в машину — в туфлях. Во всех этих случаях нужна простая внимательность.
Но вот задачка посложнее. Можно ли монтировать такие кадры: мужчина с поднятой рукой — на дальнем плане; встык — крупно ладонь? Нельзя. Несоответствие крупностей.
Однако больше всего ошибок бывает с направлением. Если мы видим героя с затылка и рука его вытянута по диагонали кадра слева направо, то в монтируемом кадре, снятым с обратной точки, ладонь должна располагаться пальцами к левому углу. В противном случае совершается «грамматическая» ошибка под названием — нарушение единства пространства.
Неверно выбранное направление встречается даже у профессиональных режиссеров, когда, к примеру, беседа двух человек снимается одной камерой. Вдруг случилась задержка, а потом, после досъемки, обнаружилось, что ответные реплики сняты не через то плечо. При монтаже, переходя с общего плана на крупный и наоборот, ни в коем случае нельзя путать прямое и зеркальное отображение предмета или объекта.
#3
Отправлено 04 дек 2002 - 16:54
То же самое касается и ракурса. Нельзя, например, снятый с крыши план, монтировать с планом, в котором съемка велась с точки зрения муравья. Не соединяются и два плана одной крупности, снятые с разных точек. Происходит неприятный для глаза «скачок».
Раздражение случится и тогда, когда после показа лица мужчины, дать встык остановившуюся машину какого-нибудь ядовитого цвета. Сочетание тех или иных цветов вызывает у зрителя ту или иную реакцию. Это надо помнить. Если сцена решена в светлых тонах — одно настроение, в темных — другое. Наша задача, повторяем, делать «склейки» незаметными. Конечно, можно использовать наплыв, рамку, всевозможные «перебивки», но это не красит режиссера!!!.
Новый вопрос: какова должна быть длина отдельных планов? Допустим, общий план стоящего у обочины мужчины берем по времени — одну секунду, отдельно его руку - пять секунд. Так можно? Даже неискушенный в режиссуре скажет — нет. Вот, наоборот - пожалуйста. Верно? В подобных случаях каждый имеет право полагаться только на собственное ощущение времени. Но запомните, существенную роль играет контекст.
Дальше. Человек, сев в автомобиль, отъезжает.
Камеры сопровождают его тремя способами. Статично — с тротуара; в параллельном движении — на машине (или с вертолета); изнутри салона автомобиля, где едет наш герой. Чтобы правильно чередовать эти планы, к сказанному выше надо добавить еще одну азбучную истину. На всем протяжении пути машина должна ехать в одну сторону, допустим, слева направо. Если в купе поезда фон за окном движется слева направо, то летящий на общем плане состав должен двигаться справа налево.
Иначе зритель подумает, что герой возвращается. При условии, конечно, если в кадре не было видимого поворота.
В принципе, весь проезд можно снять одним планом. Это будет так называемый внутрикадровый монтаж.
Все эти приемы монтажа называются «возможность варьирования временем» - и это второе чудо монтажа.
#4
Отправлено 04 дек 2002 - 16:55
Например, мужчина на городской улице. Девушка в больничной палате. Несется поезд. Капает капельница. Мелькают тени на дискотеке. В бледной руке смятое фото.
Этот переброс в пространстве может продолжаться сколь угодно долго. Такой монтаж называется параллельным. Стыки планов резкие. Контраст по цвету, свету, звуку, динамике. Но главное — резкий переход из одного пространства в другое вызывает у зрителя особые переживания.
Возможность варьирования с пространством — есть третье чудо монтажа. Эти возможности неограниченны. Эпизоды можно смонтировать и наложением друг на друга: и сразу меняется эмоциональная окраска. Это уже - перекрестный монтаж.
Но добиться нужной атмосферы всего эпизода позволяет не тот или иной вид монтажа, а его ритм. Есть такое выражение: бог фильма - ритм! Лучше не скажешь.
Ритм — это волшебное сочетание всех, абсолютно всех компонентов картины. Если режиссер ощутил его, если выстроил последовательность кадров в единственно возможном пропорциональном соотношении, в неповторимом композиционном ключе — успех обеспечен. И это главное чудо монтажа. Одно плохо, научить чувствовать ритм невозможно. Но есть кое-какие рецепты.
#5
Отправлено 04 дек 2002 - 16:55
Начнем с классического примера — «эффекта Кулешова».
* Русский режиссер в своих кинематографических опытах открыл феноменальную особенность кино. При стыке одного и того же кадра с соседним, происходил потрясающий эффект.
На нейтральном фоне был снят крупный план актера Мозжухина. Его лицо ни о чем особенном не говорило. Но стоило присоединить к нему кадр с тарелкой супа, как взгляд актера становился взглядом голодного человека. План с тарелкой супа заменялся планом играющего ребенка. И во взгляде сразу же читалось умиление. Третий вариант — девушка в гробу. Теперь на лице Мозжухина проступало человеческое горе.
Да это было чудо. Опять же, чудо монтажа.
Еще одно чудо обнаружил Сергей Эйзенштейн. Развивая идеи Кулешова, он в своей знаменитой статье «Монтаж 1938» писал следующее: «Изображение А и изображение В должны быть так выбраны из всех возможных черт внутри развиваемой темы, должны быть так выисканы, чтобы сопоставление их — именно их, а не других элементов, — вызвало в восприятии и чувствах зрителя наиболее исчерпывающе полный образ самой темы». Короче, при целенаправленном соединении двух планов, кусков, эпизодов рождается нечто третье, которое не присутствовало отдельно ни в первом, ни во втором. Рождается художественный образ.
Такой монтаж Эйзенштейн назвал «вертикальным». А монтаж самих художественных образов или «монтаж монтажей» рождает уже целостный художественный мир. Или другими словами, проявляет индивидуальность творца.
Это последнее, седьмое чудо монтажа.
#6
Отправлено 08 дек 2002 - 04:11
Али не читает тут никто такие длинные штуки?
Могу упаковать.
Хоть бы чё-нить сказали. Стараешься тут для них...
Э-э-э-х! Лучше бы дядя Федор черепаху вместо вас купил. В коробочке...
#7 Guest_Timoha_*
Отправлено 08 дек 2002 - 16:04
... интересно читать, спссибо... большое
... если не трудно - упакуй
#8 Guest_lucie_*
Отправлено 08 дек 2002 - 20:20
Спасибо большое! Информация безусловно полезная, если есть еще - выкладывайте, будем изучать
#9 Guest_geny_sofroni_*
Отправлено 09 дек 2002 - 18:59
#10 Guest_RomanW_*
Отправлено 10 дек 2002 - 15:05
Иначе простым смертным копаться в понятиях и тем более рассказывать об этом другим духу н хватит.
Но продолжай! Мы заинтерисованы расширять свой кругозор.
#11
Отправлено 10 дек 2002 - 16:07
А все обязательных видов образования я уж наполучался
#12 Guest_Maverick_*
Отправлено 12 дек 2002 - 15:22
Приятно читать когда и материал интересный и изложен понятно, а то частый парадокс, что чем интереснее материал тем его сложнее интересно изложить.
А насчет обучения это в самую точку.
Также как с работой: Счастливый человек тот кто занимается любимым делом. а ему за это еще и деньги платят.
#13 Guest_Evgeniy_*
Отправлено 06 фев 2003 - 02:50
Это очень полезный и отлично подобранный материал! Большое спасибо. С интересом прочитал эту статью и другие.
Вопрос такой: там, где ты учишься, нет ли вечернего отделения (днем-то - основная работа, - никуда не вырваться)?
С уважением, Evgeniy.
#14
Отправлено 06 фев 2003 - 03:39
В основном, с помощью этого и официального форумов Пиннейкл.
Ну и другие сайты и форумы, конечно, тоже помогают выуживать информацию.
Так что, вот.
Образование, вообще-то, процесс создания образа (мира).
Пребывая здесь, этот образ и вырисовывается. Тут ведь - практика.
Начитаешься, и айда сразу пробовать...
Так и учусь!
#15 Guest_DvWander_*
Отправлено 06 фев 2003 - 12:48
#16
Отправлено 06 фев 2003 - 15:54
Классная статья про монтаж
#17
Отправлено 06 фев 2003 - 16:50
Начитался ..... От клипа тошнит, в корзину и опять не спать создавать кинематографическую образность. Эдок ничего кроме сырья и не получиш в итоге.
Я в ужасе!!!!!!!! [COLOR=red]
#18 Guest_Evgeniy_*
Отправлено 07 фев 2003 - 02:51
#19
Отправлено 07 фев 2003 - 03:04
Ты хочешь правила написания (создания) сценария?
Есть такая тема!
Хочешь - расскажу?
#20 Guest_Evgeniy_*
Отправлено 07 фев 2003 - 03:36
#21 Guest_NETVID_*
Отправлено 07 фев 2003 - 08:41
#22
Отправлено 08 фев 2003 - 00:54
Сказано - сделано. Здесь о сценарииЕсли есть такая тема, то очень хочу.
http://1dv.ru/forums...f38918147522388
#23 Guest_elen_*
Отправлено 05 сен 2003 - 13:35
#24
Отправлено 05 сен 2003 - 14:05
Ты превзошёл сам себя...
Молодец...
Много интересного...
СПАСИБО!!!
#25
Отправлено 05 сен 2003 - 21:10
0 человек читают эту тему
0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей