Части произведения.
В принципе, всё, что будет описано ниже, есть в школьной программе.
Однако, многие не заморачивались над глубоким изучением и осмыслением того, что реализуется в основном интуитивно . Поэтому, постараюсь доступно, без заумных определений и наглядно.
Любое драматургическое произведение делится на части. Классически.
Вот они:
Пролог, экспозиция, завязка, развитие, кульминация, развязка, эпилог.
Этот список и порядок не являются обязательными. Пролог и эпилог могут вообще не присутствовать в повествовании. А экспозиция может расположиться в любом месте и не обязательно целой частью.
Спектакль "Как я съел собаку" (Гришковец), "Мастер и Маргарита" (Булгаков).
Пролог.
Часть произведения, в которой автор может поразмышлять о том, какие страсти, проблемы и болезни заставили его обратиться к данной теме. Настроить читателя (зрителя, слушателя) на необходимую частоту, чтобы он (читатель, зритель) смог войти в резонанс с самим автором.
Ярким примером пролога, может послужить начало фильма "Покровские ворота". Когда режиссёр Казаков, беззаботно катит по Москве 70-х в своих "Жигулях". И подъезжает к старому полуразрушенному дому, в котором прошла его весёлая юность. Закадровый текст и сам факт того, что дом разрушают, настраивает зрителя на ностальгическую ноту.
Экспозиция.
В этой части автор знакомит нас с персонажами, их бытом и положением. Как географическим, так и временным. Здесь можно ярко подчеркнуть характеры героев, их привычки, стиль жизни и нравственные приоритеты. Или не ярко... зависит от автора.
Обратимся к фильму "Служебный роман".
Рязанов в начале фильма, не мудрствуя лукаво, голосом главного героя Новосельцева (Мягков) смело прошёлся по экспозиции. Кратко и ёмко поставив в известность зрителя кто кем является и что можно ожидать от каждого.
И что самое главное в экспозиции - это равновесие и точность в определении характеров персонажей.
Завязка.
Это начало драматургии.. Когда стрелки весов откланяются. Происходит что-то из ряда вон... Рушиться равновесие и спокойствие проживающих жизнь (тавтология) на экране. Иначе говоря, назревает конфликт. Не обязательно между персонажами. Например, катастрофа, эпидемия, беременность Ксюши Собчак или война в Гондурасе... не важно. Главное, что нарушено спокойное течение повествования. Это может произойти совершенно незаметно для зрителя. Здесь всё зависит от автора.
Мне очень нравится завязка в фильме "Приходи на меня посмотреть"
Она стартует с того, что в квартире одинокой женщины, беззаветно любящей свою мать, перегорают пробки. С фразы: "Почему стучат, а не звонят?" и начинается, собственно, всё.
Очень яркий пример на мой взгляд.
Развитие.
Здесь всё понятно. Конфликт на лицо. Ситуация нестандартная для героев произведения. Или стандартная, но реакция персонажей вдруг неадекватная. Идёт развитие сюжета. То есть, мы наблюдаем саму историю. Переживаем вместе с автором, и находим каждый раз что-то интересное. Если такая история затянута - развитие превращается в "мыльную оперу". Потому как развиваться бесконечно не может ничто.
Кульминация.
Апогей повествования.
Когда зритель в изумлении должен обкакаться с возгласом: "Ух ты, сцуко!!!"
Прозрение и стресс - вот он, этот момент!!!
В мою бытность работы на TV, ацкий режиссёр Бэлла Петровна, говорила мне, фотогеничному, с поставленным голосом, в меру хамовитому балбесу: "Помни! У любого произведения есть золотое сечение! Если в твоей авторской передаче кульминация капнет на 72% по времени - это половина успеха!".
Возможно, она была не права. Но я до сих пор стараюсь следовать её советам.
Развязка
Всё приходит на круги своя. Завершение основного сюжета.
Конец всем конфликтам. И основным и второстепенным.
"Понял, осознал, был не прав...."
В принципе развязка логично связана с завязкой. Так как именно между ними располагается всё повествование.
Идеальный пример, опять же "Приходи на меня посмотреть". В развязке вновь звучат слова: "Странно, почему стучат а не звонят?".
Эпилог.
Эта часть повествования, как и пролог, может никак не касаться сюжетной линии и самих персонажей.
Это смысловое завершение произведения. Резюме, если хотите.
Подведение итогов и выводы. Чаще от лица самого автора.
Или от персонажа.
Монолог Янковского из небезызвестного фильма "Тот самый Мюнхаузен".
Иногда эпилог сильно и очень ярко сочетается с развязкой.
Пример - последние кадры фильма "Пацаны".
Это мы всё проходили в школе.
Но зачастую над этим не задумываемся.
Так что преджде, чем поднять камеру и начать что-то снимать, крепко подумайте.
И сделайте ваш фильм фильмом.
!!! Только у нас на форуме !!! | |
Спектакли от дяди Пчёлки
для просмотра необходима регистрация |
Основы драматургии
Started by
пчёл
, 20 02 2010 19:47
4 replies to this topic
#1
Posted 20 Feb 2010 - 19:47
#3
Posted 22 Feb 2010 - 00:58
Кульминация приходится на 3/4 фильма. Это уже к вопросу об архитектонике - гармоничной компановке вышеуказанных частей ... полезно было б и ее осветить в таком же объеме, что б не рассматривать это по отдельности (это как раз плохо - по отдельности)
Edited by PavelBuilder, 22 Feb 2010 - 00:58.
#4
Posted 22 Feb 2010 - 03:03
PavelBuilder: "Кульминация приходится на 3/4 фильма" (т.е. 75% ? )
Дык, пчёл про это же писал: " режиссёр Бэлла Петровна, говорила "Помни! У любого произведения есть золотое сечение! Если в твоей авторской передаче кульминация капнет на 72% по времени - это половина успеха!".
Дык, откуда взялись эти эти 72-75% ?
Пчел и ПавелБилдер говорили о кульминации... Еще в драматургии есть близкое понятие кАтарсис
Цитаты из ЭТОЙ СТАТЬИ
"Катарсис (от др.-греч. κάθαρσις — возвышение, очищение, оздоровление).
КАТАРСИС - это термин древнегреческой философии и этики, который служил для обозначения сущности эстетического переживания как процесса и результатов облагораживающего воздействия на людей, связанного, под влиянием сценической драматургии или музыки, с «очищением души». Понятие катарсиса использовали в своей философии Пифагор, Гераклит, Платон, Аристотель и др., которые обратили внимание на «очищающее» действие музыки (Пифагор), сценической трагедии (Аристотель) и других искусств.
Древние считали эмоциональную разгрузку, «очищение души» одной из целей и главным следствием постановки сценической трагедии, собирающей в те времена сотни и тысячи людей (кино и телевидения в те поры ведь не было!). А Аристотель вообще считал, что единственная цель трагедии - совершать катарсис души, «очищение от страстей» при помощи возбуждения сострадания и страха, так как древнегреческие трагедии заканчивались обычно гибелью главного героя. И похоже, он был прав. Так, не испытав ожидаемого катарсиса, зрители одной из трагедий Эсхила забросали его камнями.
... Никто не спорит о том, что, начиная с древнегреческих трагедий, все истинные произведения искусства обладают удивительным свойством вызывать очищение души - катарсис."
-----------------------------------------------------------------------------
Вот такая статейка.... Освежили в памяти важное понятие....
Так откуда 75% и 25%? (понятно, что это приблизительные цифры)
Лично мое мнение (нигде не читал) - оставшиеся 25% времени трагедии (спектакля, кино и т.д.) нужны попросту для того чтобы после потрясения прийти в себя, вернуть прежнее равновесие.
-----------------------------------------------------------------------------
В принципе можно сразу после потрясения (кАтарсиса) оборвать фильм. Почему бы и нет? Вам и так все понятно: где добро, где зло, выводы можете сделать сами... И вот в слезах или страхе, в смятении, толкаясь в узком проходе, Вы должны сразу выйти из кинотеатра на улицу.... Каково? Хорошо Вам будет?
-----------------------------------------------------------------------------
Так что ИМХО эти 25% имеют психофизическое значение. И пока вы будете успокаиваться, можно расставить все точки над i...
Как писал пчел, наступит черед "Развязки" и "Эпилога".
И Вы выйдете на улицу спокойным и просветленным.
-----------------------------------------------------------------------------
Вот такая, может быть странная, точка зрения...
Дык, пчёл про это же писал: " режиссёр Бэлла Петровна, говорила "Помни! У любого произведения есть золотое сечение! Если в твоей авторской передаче кульминация капнет на 72% по времени - это половина успеха!".
Дык, откуда взялись эти эти 72-75% ?
Пчел и ПавелБилдер говорили о кульминации... Еще в драматургии есть близкое понятие кАтарсис
Цитаты из ЭТОЙ СТАТЬИ
"Катарсис (от др.-греч. κάθαρσις — возвышение, очищение, оздоровление).
КАТАРСИС - это термин древнегреческой философии и этики, который служил для обозначения сущности эстетического переживания как процесса и результатов облагораживающего воздействия на людей, связанного, под влиянием сценической драматургии или музыки, с «очищением души». Понятие катарсиса использовали в своей философии Пифагор, Гераклит, Платон, Аристотель и др., которые обратили внимание на «очищающее» действие музыки (Пифагор), сценической трагедии (Аристотель) и других искусств.
Древние считали эмоциональную разгрузку, «очищение души» одной из целей и главным следствием постановки сценической трагедии, собирающей в те времена сотни и тысячи людей (кино и телевидения в те поры ведь не было!). А Аристотель вообще считал, что единственная цель трагедии - совершать катарсис души, «очищение от страстей» при помощи возбуждения сострадания и страха, так как древнегреческие трагедии заканчивались обычно гибелью главного героя. И похоже, он был прав. Так, не испытав ожидаемого катарсиса, зрители одной из трагедий Эсхила забросали его камнями.
... Никто не спорит о том, что, начиная с древнегреческих трагедий, все истинные произведения искусства обладают удивительным свойством вызывать очищение души - катарсис."
-----------------------------------------------------------------------------
Вот такая статейка.... Освежили в памяти важное понятие....
Так откуда 75% и 25%? (понятно, что это приблизительные цифры)
Лично мое мнение (нигде не читал) - оставшиеся 25% времени трагедии (спектакля, кино и т.д.) нужны попросту для того чтобы после потрясения прийти в себя, вернуть прежнее равновесие.
-----------------------------------------------------------------------------
В принципе можно сразу после потрясения (кАтарсиса) оборвать фильм. Почему бы и нет? Вам и так все понятно: где добро, где зло, выводы можете сделать сами... И вот в слезах или страхе, в смятении, толкаясь в узком проходе, Вы должны сразу выйти из кинотеатра на улицу.... Каково? Хорошо Вам будет?
-----------------------------------------------------------------------------
Так что ИМХО эти 25% имеют психофизическое значение. И пока вы будете успокаиваться, можно расставить все точки над i...
Как писал пчел, наступит черед "Развязки" и "Эпилога".
И Вы выйдете на улицу спокойным и просветленным.
-----------------------------------------------------------------------------
Вот такая, может быть странная, точка зрения...
#5
Posted 22 Feb 2010 - 04:41
Архитектоника - понятие довольно широкое. И применимо не только к произведению в целом.
Но и к составным его частям, вплоть до мизансцен и диалогов.
Это отдельная тема, наверное.
Но и к составным его частям, вплоть до мизансцен и диалогов.
Это отдельная тема, наверное.
1 user(s) are reading this topic
0 members, 1 guests, 0 anonymous users