!!! Только у нас на форуме !!! | |
Спектакли от дяди Пчёлки
для просмотра необходима регистрация |
Тайны сценарного мастерства
#1
Отправлено 08 фев 2003 - 00:48
Ю. Манусов (в редакции RenatAma)
Сценарий?! - нет ничего проще! И как поется в известной песне — берите в руки карандаш, мы начинаем...
Пишите: дра-ма-тур-гия.
Не будем вспоминать старца Аристотеля с его «Поэтикой», а также других корифеев классической драматургии, — сразу скажем следующее: драматургия — это набор приемов, с помощью которых создается напряжение. Или — интерес.
Сумеете привлечь интерес — все, больше ничего не надо. Интерес к чему? Да ко всему! Завязка, кульминация, развязка присутствуют даже в простом бытовом разговоре. Но если их нет — скука!
О чем бы вы не собирались писать, прежде задайте себе вопрос: «Как я буду создавать интерес?»
И тут начинается головная боль. Таблетки от нее — набор драматургических приемов, которые успешно действуют с древних времен до наших дней. Один раз овладейте этими приемами, и любой сценарий у вас в кармане. Но знайте! Сценарий — это полуфабрикат. Сам по себе он может быть лишен ритма, динамики, образности. При чтении оказаться скучным, но как сказал великий классик кино, для того, чтобы снять гениальный фильм, нужно всего три вещи: первая — это гениальный сценарий, вторая — гениальный сценарий, и третья — гениальный сценарий.
Итак! Прежде, чем написать в сценарии первое слово, надо его увидеть. Что — слово?! Нет, видеоряд. Запомните! Взаимосвязь изображения и слова — и есть главная тайна добротного сценария. Организовать эту взаимосвязь — вот первейшая задача сценариста. Но бывает, дальше «говорящих» голов или простой иллюстрации повествуемого никто не идет. А нужен контрапункт!
Синтез изображения и слова рождают нечто новое, которого не было отдельно ни в первом, ни во втором. Это «новое» есть смысл, есть волшебный подтекст, ради которого и пишется сценарий. А снятый по нему фильм заставляет чувствовать. То есть, воспринимать показываемое не только головой, но и сердцем.
Легко сказать, труднее — сделать. В дорогу!
«Унылая пора. Очей очарованье!», — ах, как красиво! Можно ли таким образом описывать в сценарии изобразительный ряд? Нет. А можно ли записать просто: осенний лес? Тоже нет. Почему? В таких записях ничего «не видно». Пушкинские строки, например, включают в себя целый фильм. А «осенний лес» — лишь привязка к месту действия. И первое, и второе — две крайности, которые для записи изображения недопустимы. А мы сейчас говорим только о нем. И приводим еще пример. Японские хокку.
Старый пруд.
Прыгнула в воду лягушка.
Всплеск в тишине.
Или:
Срезан для крыши камыш.
На позабытые стебли
Сыплется мягкий снежок.
Какая простота и точность наблюдения! Японцы умели в трех строчках выразить свое отношение к миру. Они не просто наблюдали действительность, но, наблюдая, выражали ее смысл. Чем точнее, конкретнее наблюдение, тем оно уникальней.
И это — идеальная сценарная запись изображения! Запомните — под изображением понимается объект, который зрим, глубоко осмыслен и вызывает определенное эмоциональное состояние. Только так! Выбор объекта и его осмысление зависит от замысла и реализуемой идеи. Об этом речь впереди, а пока испечем простой сценарный кирпичик.
Предположим, героиня документального фильма современная девушка. Она часто бывает в баре. И мы решили побеседовать с ней именно там.
В сценарии можно записать: «Бар. За стойкой девушка».
А можно:
«Ломтик лимона похож на причудливую желтую бабочку, присевшую отдохнуть на сахарный ободок бокала.
Кубики льда, окунувшись в золотистую жидкость, застывают на поверхности. Их гладкие грани быстро обрастают мелкими пузырьками-жемчужинками.
В бокал ныряет соломинка. Разломившись надвое, замирает. Запотевает стекло.
Бокал мягко толкает мужская рука. Тот легко скользит по полировке. За ним второй, третий, четвертый...
Какие только пальцы не прикасаются к тонким стенкам. Вот — изящные дамские, вот — холеные мужские. Толстые, нежные, грубые, длинные.
Платят деньги: аккуратно кладут, небрежно бросают, робко пододвигают.
В зеркальной поверхности стойки отражается лицо девушки...»
Прокомментируем.
В первом случае оператор снимет панораму бара и тут же «говорящую» голову девушки. Во втором случае так снять уже будет нельзя! Здесь бар не просто место действия, а некий символ времени. Экспозиция создает особую атмосферу, в которую чудесным образом вписывается героиня. Теперь беседа с ней будет носить совсем другой характер.
Вот она разница! Между посредственным сценарием и добротным. Но уточним. Изображение выбирается в строгом соответствии с замыслом. И в этом смысле окружающая действительность неисчерпаема!
Наиболее широкий диапазон изобразительных средств в документальном фильме. Это непосредственное фиксирование событий, как прямое, так и скрытой камерой. Это использование архивной хроники и кинематографических цитат (вставки из других фильмов). Это ре конструирование событий и постановка игровых эпизодов. Это использование мультипликации и компьютерной графики.
Сразу скажем и о звучащем слове. Это дикторский текст и авторский комментарий. Это внутренний монолог героя и речи отдельных персонажей (документальных и хроникальных). Это актерские диалоги и переозвученные голоса типажей.
Обратите внимание! Писать для «глаза» и писать для «уха» — это далеко не одно и то же. Существует целый отдельный курс под названием «Стилистика телекиносценария». Но если вы (в принципе!) плохо владеете лексикой, то писать сценарии вам противопоказано. Займитесь лучше режиссурой.
Теперь приведем прекрасный, на наш взгляд, пример контрапункта изображения и слова. Это фильмы о подводной одиссее команды Кусто. Попробуйте выключить звук, и вы увидите лишь красивые морские картинки и загорелые лица людей. Фильмы сразу лишаются драматизма. Резко снижается и значительность самой экспедиции. Пропадает накал. Если слушать только текст, налицо искусственность и нарочитость. От него быстро устаешь. Но в контрапункте, где изображение ни в коей мере не иллюстрирует рассказ, рождается шедевр. Казалось бы, из ничего возникает атмосфера таинственности и опасности. К тому же, здесь очень много замаскированных постановочных эпизодов. И это благодаря заранее написанному и точно продуманному сценарному плану. Но помилуйте, экспедиция в будущем, ее в голове не вообразишь! Спасает драматургия. К ней мы, сделав спиральный виток, и возвращаемся.
Только не пугайтесь! Вот как выглядит драматургическая формула в современной культурологической транскрипции.
Нарративная синтагма = нарушенный универсум + восстановленный универсум.
Но формула эта проще пареной репы.
Нарративность — повествование. Синтагма — нечто соединенное. Знак, код, признак, ситуация. Универсум — некий целостный мир.
Применим эту формулу в простом бытовом эпизоде.
Сценарист нашел тему и после долгих раздумий сформулировал для себя творческое задание. Кратко и очень точно. Это и есть нарративная синтагма. К примеру, она такая: «Наконец дочь-школьница решила сознаться матери, что беременна».
Изначальная ситуация: «Семья живет по строгим моральным правилам. Дочь, забеременев, потеряла покой».
Нарушение: «Нарушен внутренний мир девочки. Она боится разоблачения. Но страх не только за себя, но и боязнь огорчить любимых маму и папу».
Восстановленный универсум: «Девочка находится во взвешенном состоянии. Потерян покой. И какай бы ни была развязка, только признание облегчит ей душу».
Именно здесь проходит граница заявленной нарративной синтагмы. Дальше может быть все что угодно, но это требует новой повествовательной ситуации.
Итак, конфликт кроется в душе девочки. Надо сознаться, но как смягчить удар? Когда, в какой обстановке это лучше сделать? Проблема девочки — это и проблема сценариста. Ведь придумывать ему! И не просто придумывать, а создавать напряжение. Страх, волнение героини должны передаться зрителю. Это — сверхзадача! В конце концов девочка может и отступить, но переживания зрителя уже состоятся.
А теперь представьте. В сценарии записано: «Дочь вошла на кухню и сказала маме: «Я беременна!».
Есть ли здесь хоть капля того, о чем было сказано выше? Нет! Наоборот. Если теперь мама вдруг бухнется в обморок, зритель только рассмеется.
В этом крайнем случае есть полное отсутствие драматургии. Напряжение равно нулю. Как же достичь его максимума? Здесь вступают в роль посредники. Чем их больше и чем точнее они продуманны, тем напряженней действие. Посредниками могут выступать как люди, так и животные, вещи, явления природы, сама обстановка. И еще. Информация, заложенная в нарративной синтагме, должна быть понятной и исчерпывающей для зрителя. Но выдаваться экономно, умело и ненавязчиво. Это большое искусство, и требует каторжной мыслительной работы. Не сфальшивить, сотворить подлинный «интерес», — этим определяются способности сценариста и, соответственно, добротность сценария. Обо всех этих подводных течениях написано множество книг. Но «скучна теория, мой друг, а древо жизни вечно зеленеет».
Попробуем создать практический вариант заданной нарративной синтагмы.
Хотите попробовать? Кто какие бы предложил варианты? А потом можно опубликовать то, как это предлагает мастер!
(продолжение следует...)
#2 Guest_Ed111_*
Отправлено 08 фев 2003 - 19:49
#3
Отправлено 18 мар 2003 - 09:18
#4
Отправлено 01 мая 2003 - 02:25
Ещё порадовало сообщение Armure о кабельном канале жаждящем получить в одном флаконе теледизайнера и монтажёра, на такую глупость способны только наши доморощенные телеканалы Интересно, а им туда ведущего программы и оператора в одном флаконе не требуется , я б попробовал на полставки, вдруг получится
#5
Отправлено 01 мая 2003 - 03:37
Может не совсем по теме, но по чему то вспомнилось...когда то слышал такую вот историю, если вы ее знаете то извиняйте....
Итак, Париж....на набережной сены или на елисейских полях или на монмартре или...короче не важно где сидит слепой с картонокй на которй написано "Подайте бедному слепому". Мимо шел человек и спросил "много ли тебе в день подают?" -"Пару франков". Человек взял картонку, что то на ней написал и отдал."Держи этой стороной "сказал он.Через несколько недел он снова встретил слепого."Ну как дела?"-"Отлично, теперь в день выходит 20-25франков,но что ты написал?".
Вот в общем и вся история....думал оборвать на этом месте, но все решил продолжить...что же было написано на другой стороне? ........
"Придет весна, но я ее не увижу"
#6
Отправлено 12 янв 2005 - 15:00
#7
Отправлено 13 янв 2005 - 12:02
Давайте продолжим.
#8
Отправлено 28 янв 2005 - 03:03
Вот сейчас читал журнал о науке, пишут про человека 45 лет потерявшего кратковерменную память, то есть он уверен что ему 21. Поместите эту историю в любые декорации и вот сценарий сам уже рождается.
А вообще есть книга "Как пишут продают сценарии в США". Там есть ВСЕ!!!
#9
Отправлено 12 ноя 2005 - 03:54
То есть, читаете 1 пост, а потом возвращаетесь в этот пост, и читаете ниже.
==================================================
(продолжение)
Попробуем создать практический вариант заданной нарративной синтагмы. Свои шаги мы будем комментировать, а в финале проведем итоговый анализ.
Напомним, наша задача — воспроизвести напряжение девочки, ее волнение.
Соответственно, в самом эпизоде нужно создать напряженную атмосферу. Такова художественная идея.
Изначально ничего нет, зритель ни о чем не знает. Придумываем. Запись ведем отдельными синтагмами.
Предположим, место действия — кухня, а время — утро.
1. На кухню входит женщина средних лет. Голова в бигудях. Достает коробок со спичками. Замечает на столе таракана. Брезгливо убивает его и сбрасывает на пол. Достает джезву. Набирает в нее воду. Ставит на плиту. Зажигает спичку. Та тут же гаснет. В коробке больше спичек нет. Ищет новый коробок. Выдвигает ящики. Смотрит на полочке. Открывает дверки шкафа. Выходит.
(Примечание: это еще не сценарий, это произвольная творческая прикидка.)
2. Возвращается с зажигалкой. Зажигает газ. Ставит на огонь джезву. Из шкафа достает чашку. Из холодильника молоко.
3. Садится за стол. Снимает бигуди.
Что к этому моменту узнал зритель? Обычная утренняя суета хозяйки дома, которая, скорей всего, собирается на работу. Но убитый таракан, погасшая спичка, появившаяся зажигалка вносят своеобразное дополнение. Они бессознательно создают небольшие эмоциональные флуктуации направленного с замыслом характера.
4. Входит дочь, девушка лет пятнадцати. Потягивается. «Доброе утро, мамочка».
Зрителю становится ясно — на кухне мать и дочь.
5. Мать, прекратив снимать бигуди, оборачивается. «Чего это ты так рано?»
6. Дочь идет к окну. «Уроков много». Раздвигает шире занавески.
Смотрит на улицу. В небе тревожно кружат птицы.
7. Мать бросает на дочь недовольный взгляд. «Сколько раз говорить, не броди в ночнушке, не маленькая уже».
8. Дочь неуверенно отвечает. «Так папа же ушел».
9. «А тебе нужна плетка?» Мать встает. Собирает бигуди. «Сама должна понимать, встала - сразу одевайся». Смотрит под руку дочери. «И дырка вот, кто будет зашивать?»
10. Дочь виновато: «Я».
Анализируем новую информацию. Раз есть уроки, значит дочь учится в школе. Еще есть папа, перед которым нельзя ходить в ночной сорочке. Намек на некий семейный этикет. Тон матери по отношению к дочери говорит о том, что они никак не могут быть «подружками». А робкие ответы девочки показывают, что дочь с мамой не делится сокровенным. Конечно, это все неявно и зритель пока не делает категоричных выводов. Но отношения матери и дочери в какой-то степени вырисовываются.
11. Мать с бигудями направляется к выходу. Делает шаг в сторону, пропуская кошку.
12. Дочь сопровождает ее взглядом. Кошка идет покачиваясь. У нее скоро будут котята. Мать выходит из кухни.
Придумав кошку, сценарист вводит важного драматургического посредника. Это находка!
13. Кошка обнюхивает убитого таракана.
14. Дочь присаживается к кошке. «Оставь таракана». Берет его за усико и выбрасывает в мусорное ведро. Достает молоко и наливает в кошачье блюдечко.
15. Слышен голос матери. «Помаду мою не видела?»
16. Дочь ставит бутылку. Смешавшись, отвечает. «Какую?»
17. Голос мамы. «С синим колпачком».
18. Дочь нерешительно. «В нижнем ящичке».
19. Мать недовольно. «А должна быть в верхнем! Папа что тебе говорил — никаких помад!»
20. Дочь виновато. «Я чуть-чуть».
21. Мама грозно. «Я в пятнадцать лет даже чуть-чуть не знала!»
22. Дочь оправдываясь. «Так скоро шестнадцать».
23. Мать. «Неважно. Сказано — нельзя!»
Теперь отношения прояснились. Можно представить себе и папу. К шестнадцатилетней дочери он относится еще как к ребенку. Итак, почва подготовлена. Пора вводить ключевую информацию и начинать накалять обстановку.
Но как заявить о беременности дочери? Это очень важный и очень тонкий драматургический момент.
24. Девушка берет кошку на руки. «Пушистик мой». Гладит по животу. «Скоро котята будут, и ни папа, ни мама не поругают». Кошка мяукает. Девушка опускает ее. Смотрит на свой живот. Хоть он и нормальный, поглаживает. «А как быть мне?». С опаской поглядывает на дверь.
Зритель в замешательстве. Неужели?! Неужели девочка беременна? Или он неправильно понял?
25. Девушка подходит к настенному календарю. Считает пальцем месяцы. Качает головой.
Зритель все больше утверждается в своей догадке.
26. В джезве бурлит вода. Дочь оборачивается. Выключает газ. Кричит матери. «Вода закипела!»
27. Мать из дальней комнаты. «Тороплюсь! Сделай кофе, пожалуйста. Положи одну ложку и пол-ложечки сахара».
Новая информация. Мать спешит на работу. Дочь никогда кофе ей не готовила, раз не знает, сколько чего класть. Значит, встала так рано неспроста.
Делаем очередной драматургический ход. Вводим еще одного посредника.
28. Дочь готовит кофе. В коридоре звонит телефон. Девушка вздрагивает и роняет ложечку. Слышно, как мать снимает трубку. Кричит. «И ухажеру твоему не спится. Иди к телефону».
29. Дочь выбегает в коридор. Кошка за ней.
30. Девушка возвращается с телефоном. Подтягивает шнур. Прикрывает дверь. Тихо говорит в трубку. «Зачем звонишь? Я же просила...». Голос в трубке перебивает. «Ну ты сказала?!». «Нет еще». «Давай, я приеду». «С ума сошел!». «Но ты скажешь?». «Скажу. Все, больше не звони!». Девушка нажимает на рычаг. Стоит взволнованная. Наконец ставит телефон на стол.
31. Уходит в себя. Механически теребит на груди крестик.
Зрителю все ясно. Теперь он с напряжением будет следить за развитием действия. Дочь встала для того, чтобы сказать что-то важное матери. Причем, зритель станет сопереживать девушке. Ведь та не просто нагуляла ребенка, а зачала, скорей всего, от любимого Ромео, который готов в любую минуту примчаться к своей Джульетте.
32. Голос мамы с железными нотками. «Папа тебе сказал, чтоб никаких кавалеров! Почему он опять звонит?»
33. «Больше не будет».
34. «Я рада, а то вон на четверки съехала».
Вот она драматическая коллизия! Зритель понял, что творится в душе девочки. Если трагедия — четверки, то беременность — это вселенская катастрофа. Что же теперь будет? Зритель с нетерпением ждет.
35. Девушка вдруг замечает крестик. Разглядывает его, будто видит впервые. Внезапно снимает цепочку. Сжимает в кулаке. Вновь заходит кошка. Девушка вздыхает. Разжимает пальцы. Одевает цепочку на шею.
Драматургическая пауза с многозначительным смыслом. Крестик может служить символом святости. Девушка размышляла — совершила грех или нет?
36. Входит мать. Садится. Поднимает чашку. Отпивает глоток. Недовольно смотрит на дочь. «Сколько ты кофе положила?»
37. Та с волнением произносит. «Мама...». «Что?».
38. Звонит телефон. Обе смотрят на него настороженно.
39. Мать снимает трубку. «О, ты уже подъехал, выхожу».
40. Бросает трубку. Обжигаясь, допивает кофе. Встает. «В тазике папина рубашка, постираешь».
41. Дочь машинально кивает.
42. Мать поправляет платье и выскакивает.
Зритель в напряжении. Скажет дочь или не скажет? Как поведет себя мать? А внизу ее ждет машина. Нужен сильный драматический ход.
43. Дочь в волнении смотрит по сторонам. Вдруг хватает нож. Сильно проводит по пальцу. Окровавленный нож падает на кошку. Та вылетает из кухни. Девушка зажимает палец. «Мама!»
44. Голос. «Я убегаю!».
45. Дочь кривится от боли. «У меня палец, я палец порезала!».
Зрителю не позавидуешь. Здесь комментарии излишни.
46. Мать возвращается. Видит кровь. «Да как же ты порезала!».Выбегает.
47. Дочь смывает кровь под краном.
48. Мать возвращается с зеленкой и бинтом. Перевязывая палец, раздраженно бросает. «Через пятнадцать минут у меня совещание!».
49. Дочь держит бутылочку с зеленкой. «Мама...».
50. «Ну что еще, говори!»
Нет, в такой обстановке сказать, язык не повернется. Драматург применяет еще один прием на удержание. И этим вызывает у зрителя очередной прилив эмоций.
51. Дочь смотрит на белоснежное платье матери и невзначай роняет зеленку.
52. Мать в ужасе подскакивает. «Ты что наделала?!». Сгоряча дает дочери пощечину. Но та тупо смотрит на зеленое пятно.
53. Мать выбегает, на ходу стаскивая платье. «Быстрей звони в машину! Номер помнишь?». «Да».
54. Дочь с недомотанным бинтом снимает трубку.
55. Голос матери. «Скажи водителю, пусть позвонит в министерство, чтоб люди не расходились».
Еще одна краска для зрителя. Мать — высокопоставленный чиновник. А отец, наверное, и того выше. Вот будет скандал! Но нам этого мало, мы еще больше драматизируем ситуацию. Не забываем, наша цель — максимальное напряжение.
56. Дочь набирает номер. Говорит в трубку, прикрывая ее ладонью. «Мама заболела, уезжайте... Нет, сегодня ее не будет».
Это поступок! Пути к отступлению нет.
57. Дочь кладет трубку. В глазах решимость.
58. Голос матери. «Позвонила?».
59. «Да. Я сказала, что ты останешься дома».
60. «Что?!» Мать вбегает полураздетая. «Не своди меня с ума, ты так сказала?!».
61. «Да, да!» Она приближается к матери. «Не иди на работу».
62. «Как это — не иди?». У матери растерянный взгляд.
63. Дочь вот-вот расплачется.
64. «Да что случилось?! Неужели двойку получила?».
Такая гирька у сценариста всегда должна быть в запасе. В самый напряженный момент уметь рассмешить зрителя.
65. Девушку разбирает нервный смех.
66. Мать трясет ее за плечо. «Ты издеваешься надо мной?!».
Ах, как накалились страсти.
67. Дочь приходит в себя. «Мама, нам надо пойти с тобой в одно место».
68. «В какое?».
69. Дочь обнимает мать. «Мамочка, я тебя очень люблю. И папу тоже».
70. Мать раздражается. Отталкивает дочь. Бьет кулаком по столу. «Ты скажешь наконец, в чем дело?!».
Зритель думает, ну вот сейчас наконец произойдет кульминация. Нет, пока хватает у сценариста творческого запала, надо тянуть. Чем больше вы удерживаете зрителя в напряжении, тем сильнее кульминационный взрыв.
71. Дочь опускает голову. «Мама... нам надо пойти к врачу».
72. Мать пугается. «Ты заболела?!». «Нет».
Представляете состояние девочки? Она хочет, чтобы мать сама как-то догадалась. Но той и в страшном сне не может присниться, что ее дочь способна оказаться беременной. И зритель это чувствует. Хвала драматургии!
73. Внезапно в коридоре раздается крик кошки. Мать и дочь вздрагивают. Мать восклицает. «Неужели роды начались?!». Выбегает.
Это ход! Ударный!
74. Дочь взволнованно ходит взад-вперед.
75. Голос матери. «Да, рожает».
76. Дочь подходит к двери. Останавливается. Глубоко дышит.
77. Голос мамы. «Ой, как ей тяжело, моей маленькой!».
Вот где стрельнуло так называемое чеховское ружье. Физические муки кошки идентичны душевным мукам девочки.
78. Дочь механически сжимает пораненный палец. От волнения не чувствует боли.
79. Мать испуганно кричит. «Звони скорей нашему ветеринару! Не дай бог, помрет, отец сойдет с ума, такая породистая!... Да где ты там?!».
Все, пора! Все драматургические снаряды выпущены.
80. Дочь, переступая порог кухни, словно шагает в пропасть. «Мама, я беременна».
========================================================
Казалось бы, ключевая фраза произносится в самый неподходящий момент, но драматургически очень точный.
Что дальше? Немая сцена? Сколько ей длиться? Увы, это уже выходит за рамки нарративной синтагмы, за рамки нашего задания.
Универсум восстановлен. С души девочки скатился камень. Теперь — будь что будет! И здесь важно уяснить — Джульетта не успокоилась, нет, теперь на поверхность выходят новые переживания, но это уже другой сюжет. Он может развиваться в любом направлении. Если вы, к примеру, раскрываете тему психологического насилия, продолжение одно. Если тему школьной любви — другое. Но главное, это будут разные истории. Со своими собственными нарративными синтагмами.
В нашем случае вывод такой: не выходя за пределы кухни, в элементарной ситуации, с самым расхожим конфликтом можно достичь шекспировских страстей. И как видим, герой у нас — не Гамлет, а в финале — не гора трупов.
(окончание следует)
#10
Отправлено 12 ноя 2005 - 14:54
Часто путают драматургию с идеологией и моралью. Считают, чем значительней тема, чем глобальней идея, тем будет больший Эффект. Ничего подобного! Идея социальная и идея художественная, как две параллельные прямые, и пересекаются они только в нелинейном пространстве. Моральные установки и драматургическое напряжение вообще нигде не пересекаются. Мы принципиально не ставили вопрос: хорошо быть беременной в пятнадцать лет или плохо? А интерес к происходящему создали.
Драматургия, как резец токаря. Точится шестерня для трактора или для танка — неважно, резец всегда должен быть острым. Но как и чем его заточить?
Выделим главные драматургические инструменты: деталь, мотивировка, подготовка. Найдем их в нашем эпизоде.
На детали все держится, из деталей все строится. Мы стараемся избегать цитирования, но не можем не привести высказывание Горького: «Главное — найдите деталь... от нее пойдете, и вырастут и сюжет, и мысли».
Деталь выполняет три функции: информирует, создает настроение, движет сюжет. Попробуйте поразмышлять сами над такими деталями, как: таракан, бигуди, крестик, порезанный палец, зеленка, ну, и, конечно, — кошка. Деталями являются не только видимые предметы. Мать говорила о рубашке в тазу, о помаде с синим колпачком, о телефоне в машине, о министерском заседании, о школьных отметках и т. д. Каждая перечисленная деталь строго играет на художественную идею, создает напряженную атмосферу и делает ощутимыми переживания девочки.
Качество сценария определяется по качеству мотивировок. Каждое действие должно быть логичным и правдивым. Поворот ли это сюжета или передвижение персонажа. Любая используемая деталь заранее обыгрывается. И все это незаметно, исподволь, без видимых швов.
В нашем эпизоде мотивирован каждый шаг. Действие развивается естественно, как «в жизни». Если б не был порезан палец, откуда взяться зеленке? Конечно, дочь может выхватить бутылочку из шкафа. И не уронить на мамино платье, как бы случайно, а именно плеснуть. Но чувствуете фальшь? Или, кошка появляется впервые после того, когда зритель уже знает о беременности дочери. Это явная натяжка. А если вообще только в финале, то никакого драматизма ситуации просто нет. Наоборот, зритель испытал бы неловкость.
Запомните, одной неверной мотивировкой можно испортить весь сценарий. Стоит зрителю почувствовать фальшь, дальнейшее действие он воспринимать не будет. Особенно это касается фильма документального.
Понятие подготовки шире понятия мотивировки. Ключевые моменты действия должны быть не только мотивированны, но и особым образом подготовлены. Каждая последующая сцена, как правило, отталкивается в своем движении от предыдущей. Завязка определяет развитие действия, ход его — кульминацию и развязку. Искусная подготовка производит максимальный эффект. В нашем примере с мамой и дочкой весь эпизод, собственно, и есть подготовка. Подготовка к признанию девочки.
Надо сказать, что мы ни в коей мере не идеализируем наше драматургическое решение. Сюжет эпизода может быть совершенно другим, а заданная синтагма имеет бесчисленное количество решений.
Но вот сюжетных тайн драматургия знает три. В нашем эпизоде пример тайны — это беременность дочери.
- Первая тайна: зритель знает, что должно случится, но герой, интерес которого затрагивает данное действие, не знает об этом.
- Вторая: зритель не знает, а действующие лица знают.
- Третья: не знают ни зритель, ни действующие лица.
Вот что сказал по этому поводу Дидро: «Пусть найдут в моих мыслях сколько угодно парадоксов, но я буду упорно верить, что на один случай, где уместно скрыть от зрителя какое-нибудь важное событие, пока оно еще не случилось, приходится множество таких, где интерес требует обратного. Автор готовит мне своей скрытностью миг изумления, доверием же он обрек бы меня на длительную тревогу...».
Со слов Дидро, из трех видов тайн наиболее интересным для построения напряженного действия является тот случай, когда зритель знает об опасностях или радостях, ожидающих действующих лиц, а те, кого это касается, не знают.
В нашем случае зритель знает о беременности дочери, а мать не знает. Но зритель мог узнать об этом вместе с мамой. Сравните сами, где эффект сильней?
Еще один секрет драматургии — точка зрения. Что или о чем, в конце концов, мы хотим сказать?
Ответьте на вопрос: кто в сказке Пушкина «О рыбаке и рыбке» самый счастливый и кто самый несчастный? Ответов много. Но главное — обоснование. Мы, например, утверждаем, что самое счастливое в сказке — корыто! Тридцать лет и три года оно верно служило старикам. Видело их еще молодыми и любящими. И было как бы членом семьи. Да, произошла однажды неприятность — появилась молодая соперница. Но ведь все окончилось хорошо. И старики, и корыто опять вместе.
А несчастней всех рыбка. Свободная, красивая и все умеющая — она безумно одинока! И решила подружиться со стариком. Ведь волшебница просто так в неводе не запутается. Но никто не понял рыбку. Все только: дай, дай, дай... И махнула рыбка хвостиком, и навсегда исчезла в море-океане. Несчастней одиночества ничего нет.
Вот какие могут быть точки зрения. Не только с позиции автора, но и с позиции корыта, рыбки, да кого угодно. И тогда один и тот же сюжет строится особым образом. Наш эпизод можно раскрыть с точки зрения матери, можно с точки зрения дочери, а можно и с точки зрения ее друга.
В сценарной практике применяется и суммарная точка зрения. В особенности в документальном кино. О событии или человеке, или о какой-либо проблеме говорят разные персонажи. И в целом выстраивается объективная картина. Это большое искусство — осветить событие с разных точек зрения. А проблему? Шаг за шагом приходится сценаристу решать одну задачу сложнее другой. Отбирать материал, находить героев, искать детали. Но если есть ясное представление, что в конце концов должно получиться, работа облегчается.
Бывает и так. Сценаристу приносят отснятый по тому или иному поводу материал и говорят: «Посмотри, можно ли из него сделать что-то путное?». Один скажет: «Ничего». А другой: «Есть выход!». И опять на выручку приходит только драматургия.
Хрестоматийный пример. На одном фестивале короткометражных фильмов приз за драматургическое решение получил фильм, история которого анекдотична. Некий молодой режиссер решил снять документальный фильм о городе. Он снимал все подряд, но фильм получился никудышный. Пленка попала в руки режиссера опытного. Тот доснял четыре кадра, один план переставил и сделал вступительную надпись. Все! Сработало волшебство драматургии.
Фильм начинался с показа вагончика канатной дороги. Выплывала надпись: «Только один человек знал, что в 16.05 произойдет катастрофа». Затем крупный план перетирающегося троса. Теперь улицы, дома, люди стали смотреться совсем по-другому. Еще два раза показывается трос. Он вот-вот лопнет. При просмотре в зале зрители вспотели. Фильм-то документальный! В кадре городские часы. Оператор навел на них камеру в 16.05. Трос обрывается... Отъезд камеры и с маленьким тросиком улыбающийся режиссер: «Только я знал, что произойдет в 16.05».
Конечно, драматургия спасает не всегда, а иногда спасти просто не в состоянии. Если сценарист не сформулировал для себя сверхзадачу, не определился с художественной идеей, писать будет ему очень трудно.
Садясь за сценарий документального фильма, в первую очередь надо локализовать выбранную тему. Затем четко прописать нарративную синтагму. Для всего фильма и для каждого эпизода в отдельности. Но это вы сможете сделать только тогда, когда ответите на вопрос: что зритель должен понять и что зритель должен почувствовать? Это нелегко, но это необходимо.
Увы, для подобных вещей не существует идеальных рецептов. Зато есть печальный опыт неверных подходов.
Нельзя сказать: «Я напишу сценарий о городе». Или - о заводе, о наркомании, о проблеме насилия. В таком случае провал обеспечен. Не бывает фильмов о городе, заводе, проблеме насилия. Слышим возражение. Как же так?! Сколько мы их видели. Ошибаетесь! Как понимать - о городе? И что мы видим на экране? Дома, улицы, идущих людей? Абсурд! Но можно сказать: «Я хочу снять город веселым». И сразу все заиграет. Появится ритм, яркие краски. Ворвутся улыбающиеся лица. Здесь и праздники, и воробьи, ворующие семечки у старушки, да сколько их — смешных уличных сценок! Чувствуете разницу?
И насилия не бывает абстрактного. Без человеческой судьбы, без конкретной истории. Но и это только начало. Отсюда ведут тысячи дорог.
Что должен уяснить зритель — ах, как страшно ходить вечером по улицам? Или - как воспитывать собственных детей, чтоб те не стали бандитами? Такие вопросы надо задавать себе до тех пор, пока не станет окончательно ясно, о чем писать сценарий.
Мы не затронули еще многих тем, касающихся сценарного мастерства. Но в короткой статье нельзя объять необъятное.
Вы не раздумали быть сценаристом? Нет? Тогда приведу слова Льва Рошаля: «Прежде, чем написать первую строчку, нужно увидеть фильм, как яблоко на ладони. Это не просто, это требует вдохновенного поиска, напряженного труда. Но ведь поэтому труд сценариста и можно отнести к такой работе, от которой «само терпение рвет на себе волосы».
======================
Пришло время показать, как ведется традиционная запись литературного и режиссерского сценария.
Места для теории нет. Сразу практический пример. Долго выбирать не будем. Возьмем эпизод про маму и дочь. Буквально, начало.
-------------------------
Литературная запись.
«Шелковые занавески горят от восходящего солнца. Видимый в шелке его раскаленный край двоится в стекле. Размытый лучик рисует налакированной дверце шкафчика причудливую огненную птичку.
Вдруг она перелетает на бигуди и прячется в крашеных волосах появившейся у окна женщины.
На стройной фигуре золотистый халат с красными петушиными хвостами. Перед женщиной изящная кухонная стенка с белоснежной микроволновой плитой.
И сама кухня с овальным столом посередине блистает чистотой.
Лицо женщины хоть и не крашено, но красиво. Отдает свежестью косметических салонов. В глазах строгость и интеллект. И вдруг вскрик!
На белом мраморе шевелит усами таракан. Откуда?!
Женщина тянется за спичечным коробком и резко накрывает им таракана. Брезгливо сбрасывает на пол.
Ее отвлекает рекламное объявление по радио о распродаже антиквариата. Она спешно записывает телефон.
Не везет ей с газовой плитой. Почему-то автоматически не зажигается. А в коробке последняя спичка. Женщина резко чиркает. Серка вспыхивает и гаснет.
В шкафчике спичек больше нет. С недовольным видом женщина быстро выходит из кухни. Тут же возвращается с зажигалкой. Обжигая пальцы и что-то недовольно шепча про себя, зажигает газ. Смотрит, не обгорел ли ухоженный ноготок.
Достает с полки медную джезву с длинной деревянной ручкой. Бросается в глаза искусная работа мастера.
Женщина набирает в джезву воду и ставит на огонь. Все движения резки, заметно, что она торопится.
Присев на стул, быстро снимает бигуди. Те катятся по столу, пара падает на пол.
На кухню вкрадчиво входит девушка в длинной ночной сорочке и с распущенными волосами. Бросает быстрый взгляд на женщину. Но когда та оборачивается, начинает лениво потягиваться. Видно, что делает это натужно.
- Доброе утро, мамочка.
Мама, занятая собой, автоматически отвечает:
- Чего это ты так рано? Дочь нехотя говорит:
- Уроков много.
Нерешительно подходит к окну. Раздвигает занавески. Над городом кружат птицы и тревожно кричат».
-------------------------------------------------------------------------
Достаточно. Теперь это же самое - в режиссерском сценарии.
Но в начале условные обозначения:
ОП — общий план,
СП—средний план,
КП—крупный план,
КД—крупно деталь,
ДП—дальний план,
ПНР — панорама; если рядом стрелка, она указывает направление: вверх, вниз, вправо, влево;
ВКМ — внутрикадровый монтаж (сложное движение камеры для одного плана),
РТ — рельсы, тележка,
О — отъезд,
Н — наезд.
Есть и другие обозначения, но они используются в подробной режиссерской экспликации.
Tabl.jpg 172,36К 407 Количество загрузок:
Основные графы:
1 — номера кадров,
2 — съемочный объект,
3 — план,
4 — длительность кадра,
5 — содержание кадра и текст,
6 — цветовые и световые характеристики,
7 — музыка и шумы,
8 — примечание.
Это наиболее распространенная форма записи режиссерского сценария. В режиссерской же экспликации описывается игра персонажей, мимика, жесты. Точный ракурс. Элементы интерьера, одежды. В примечании — всевозможные приспособления. Есть отдельные графы: декорации, реквизит и т. п. Еще подробней расписываются операторский сценарий и съемочный план. Здесь и зарисовка кадров, и операторская техника, и множество других необходимых вещей.
Для тех, кто хочет глубже проникнуть в тайны сценарного мастерства, предлагаю следующий список литературы.
1. Аристотель. «Поэтика».
2. Бахтин М.М. «Эпос и роман».
3. Буало. «Поэтическое искусство».
4. Вайсфельд И. «Мастерство кинодраматурга».
5. Веселовский А.Н. «Поэтика сюжетов».
6. Выготский Л.С. «Психология искусства».
7. Гете. «Об искусстве».
8. Демин В.П. «Фильм без интриги».
9. Дидро. «О серьезном драматическом жанре».
10. Рошаль Л.М. «Мир и игра».
11. Фомин В.И. «Все краски сюжета».
12. Фрейлих С. «Драматургия экрана». «От замысла к фильму».
13. Шеллинг. «Философия искусства».
14. Эйзенштейн С. «Избранные произведения». О форме сценария. Вопросы композиции. И др.
15. Юнаковский B.C. «Сценарное мастерство».
Желаю приятного самообразования и добротных сценариев!
#11
Отправлено 12 ноя 2005 - 15:32
Здесь мало крупных деталей. То есть, оставлена свобода для самостоятельного творчества оператора.
Зацените!
"А из нашего окна...".
1. Общий план квартиры представителей "среднего класса", вполне устроенных, довольных собой и жизнью обывателей. (Обычна, знакомая, ухоженная евроквартира, но в то же время - "как у всех"). (Можно показать детали: большой книжный шкаф, дорогие настольные часы, в роскошных рамах семейные фото на стенах...)
2. Лица и фигуры двух счастливых родителей, разглядывающих богатый семейный альбом в кругу таких же самодовольных приятелей - супружеской пары (или двух пар).
3. Шутки, смех, восклицания "О-о! ", "Да, здорово! ", "Чудненько! " и т.п. Текст воспоминаний о пребывании в престижных местах вместе с (Сережкой-Антошкой...) ребенком.
4. Лицо их ребенка на фото. Вот детсадик, вот школа, вот он за компьютером, "А тут-то, помнишь! ", вот он торчит из окна машины где-то на курорте.
5. Общий план квартиры - мебель, цветы - уютно. Включен телевизор.
6. По телевизору идет черно-белая передача о наркомании. (Наезд на телевизор). Мелькают кадры детей, подростков-школьников (школьная "перемена"). На стене в коридоре школы плакат о вреде наркомании. Плакат надорван, на нём всякие F...k-надписи, заплеван. Текст диктора за телевизионным кадром: "Наркомания тяжелая и сложная болезнь. Она подкрадывается незаметно и для ребенка, и для ее родителей..."
7. (шум телевизора уводится, отъезд от телевизора) Телевизор никто не смотрит, все заняты беседой и разглядыванием цветных замечательных фото. Только один из гостей (Павел-Иван) бросил случайный взгляд на экран телевизора, задержал внимание на пару секунд на еле слышных словах диктора: "Обычно родители уверены, что с их ребенком беды не случиться...". И продолжил беседу-развлечение.
8. Отдельные реплики из беседы - "А давайте вместе поедем туда-то, отдохнем! " - "А детей куда? " - "А что, они у нас взрослые, самостоятельные. Найдут себе занятие летом-то! " "А может с собой? " - "Какой с детьми отдых!? "
9. Телевизор. "Чисто пацаны" (среди них пара девочек) уламывают мажора-ботаника покурить: "Да, че ты, в натуре, на курни пару раз конкретно, расслабься, чисто!..." Голос диктора за кадром: "В таких ситуациях подростки противостоять давлению группы себе подобных не могут. Это означало бы стать изгоем в кругу своих. Им куда легче отказаться от родителей, чем от сверстников..."
10. Телевизор не смотрит никто. Приятели за столом с бокалами продолжают мечтать о путешествиях и замечательных своих детях. "А наша (Катька, Машенька) в прошлом году победила на литературной олимпиаде. А с математикой у нее нелады" - "Так помог бы, ты же вроде как "рассекаешь" в цифрах". "Да, некогда мне, с моей-то бухгалтерией, не успеваю и жену-то толком ублажить. Да ведь, Надь (Свет)!? " - "Да, уж! "
11. Телевизор. "Многие думают, что наркоманами могут быть только дети из престижных семей. И наоборот, что только заброшенные, малообеспеченные дети приобщаются к дурману. Не правы ни те, ни другие. Наркомания не признает социальных границ, этой беде все равно в какую семью приходить".
12. Павел-Иван (тот, из 7 кадра) наконец-то обращает внимание остальных на передачу: "Что-то по телеку про "макароны" опять говорят". "Про что?! " "Да, про наркоманию! " - "А, выключи, надоело, достали! Не о чем что ли больше. И так тошно." Берет пульт и выключает. (Крупно Павел-Иван) Он медленно опускает глаза в пол, о чем-то трудно думает или силится вспомнить. Он уже не принимает участия в разговоре. Шум разговора медленно уходит на задний план. Павел-Иван переводит взгляд за окно. Лицо становится напряженным.
13. Мелькают черно-белые кадры детей перемежаясь с его взглядом за окно. Это дети этих обывателей - Сережки-Антошки и Катьки-Машеньки. Школа, двор, парк. Мячик, пляж. Летнее кафе, пиво.
14. (Квартира-беседа): Папа Сережки-Антошки, потягивая из бокала: "Я хочу своего в юридический отдать. У меня там и знакомец есть..."
15. (Крупно рука Павел-Ивана) Он берет пульт и включает телевизор. Никто не заметил этого.
16. (Телевизор): Кадры наркоманов в ломке. Диктор: "Молодой здоровый организм пытается противостоять сильнейшему отравлению до последнего. Именно до последнего. И удара передозировки или "ломки" сердце уже не выдержит..."
17. Павел-Иван в прострации шевелит губами, шепотом зовет жену: "Надь, а где Катька-Машенька? Где Катька-Машенька? " - "Чего? " - "Катька-Машенька" - "Чего, Катька-Машенька, чего заладил? " - Павел-Иван, глядя в телевизор, кричит: "Где она, мать твою, ее два дня уже нет! " "Ты чего орешь! Первый раз что ли она. На даче... Наверное". И жена впервые обращает внимание на телевизор.
18. (Телевизор): кладбище, вместо памятников - доски с тысячными номерами. Ворон каркает.
19. Хозяин квартиры: "Да вы что, ребята?! У нас замечательные дети, давайте тост за их здоровье! " Разливает, закуска.
(Микс: постепенный увод квартиры и ввод дачи)
20. Дача, снаружи знакомая по фотографиям из альбома. Неуютно распахнутая дверь, колеблется при ветре. Машина знакомая припаркована, но помятая с другого боку.
21. (Входим внутрь дачи, переход в черно-белый режим.) Хаос. Катька-Машенька и Сережка-Антошка "ломаются" в тех же позах, что на телеэкране в 16 кадре. Мелькают цветные и черно-белые кадры.
22. Катька-Машенька пускает кровавые пузыри и зовет Сережку-Антошку: "Я... я, все. Нет меня больше."
23. (Полный дубль 19 кадра). Хозяин квартиры: "Да вы что, ребята?! У нас замечательные дети, давайте тост за их здоровье! "
24. Дача. Сережка-Антошка: "Катька! Нет! Нет! Подожди! Сейчас, я сейчас!" Сбивается на хрип. Шарит руками перед собой по пустому пространству. Хрипит, шипит, шепчет "Я... шприц... уколоть надо. Сейчас."
25. (Дубль 19). Хозяин квартиры: "Да вы что, ребята?! У нас замечательные дети, давайте тост за их здоровье! "
26. Дача. Маша: "Все! Не хочу ничего! Мне - хорошо-о-о! " Громко стонет и судорожно дернувшись, затихает. Сережка подползает со старым пустым шприцем. Хрипит через силу: "Вот, нашел!... Сейчас." Подползает ближе. Смотрит в мертвое лицо. Закатившиеся зрачки. Плохо понимает. Моргает. Стряхивает с глаз невидимую пылинку-слезинку. Смотрит. Морщится. Всматривается. Равнодушно, медленно: "Сейчас, ты что!? Я счас! " Втыкает пустой шприц ей в руку, как нож. Тупо, прозревая, смотрит в мертвые глаза. Обвисает, замирает, так и сидит. Шприц торчит. (Наезд на шприц)
27. Дубль 19. Хозяин квартиры: "Да вы что, ребята?! У нас замечательные дети, давайте тост за их здоровье! "
28. (На фоне полной тишины - звук увести) Дача, дверь. (Отъезд от двери) "Скорая помощь" - УАЗик зеленый с крестом около разбитой знакомой машины. Из дома мрачные люди в светло-коричневых халатах выносят носилки ногами вперед, покрытые простынями. Одни носилки. За ними - вторые. Грузят в машину.
29. В кадре появляется хозяин квартиры. Подходит к людям, грузящим носилки: заглядывает им в лица, трогает за рукава и шевелит губами - говорит что-то. (Звука нет)
30. В кадре появляются двое молодых мужчин в белых халатах и шапочках. Плотно берут хозяина квартиры под руки и волокут из кадра. Носилки погружены.
31. (Плавно вводится звук. Хлопают дверцы машины.) Хозяина квартиры ведут к машине "Скорой помощи" белого цвета. Внутри, тупо и неподвижно сидит Павел-Иван. «Хозяин» пытается вырваться, мотает головой, плачет и кричит "Да вы что, ребята?! У нас замечательные дети! Нет, правда, они..."
32. (звук: голос «хозяина» «Они правда замечательные!») Фотокарточка обоих подростков. (Отъезд) Эта фотокарточка на памятнике с тысячными номерами. (До черноты гаснет экран.)
32. Титры: "Их нет больше".
33. Титры: "Эта история - не про ваших детей".
34. Титры: "У вас дети действительно замечательные.
35. (Крупно, с наездом) ЗАМЕТЬТЕ ЖЕ ИХ! (на фоне музыки "Чайф" - "Поплачь о нем, пока он живой!")
#12
Отправлено 12 ноя 2005 - 16:13
Просто ПРИБИВАЕТ!
Спасибо за науку.
#13
Отправлено 12 ноя 2005 - 19:06
Так надо реализовать и если поможет хоть одному человеку оглянуться и удержаться на краю, то он уже окупится.
А если говорить о примерах, достойных подражания, то на видеоэдитинге мне встретился профессиональный клип - редкое сочетание замысла и его воплощения, сценария и режиссуры. Ни одного лишнего плана, движения камерой или звука. И в то же время наглядно, чего можно добиться без футажей и переходов. Супер, на мой взгляд. Если трафик не напрягает, то вот здесь архив:
part1
part2
Внутри: сам файл и флешплейер для просмотра (27 мб), но оно того стоит!
#14
Отправлено 12 ноя 2005 - 19:22
#15
Отправлено 12 ноя 2005 - 21:00
Это эдакий пример 10-минутного фильма, который можно снять в любой самой малобюджетной студии.
Где-то 6 актеров + с десяток "в эпизодах", пара-тройка документальных кадров (Скорые помощи, кладбище), полтора-два съемочных дня, минимум света, одна камера... День-два монтажа. Голая Студия 9 (без наворотов и абордажа сторонних программ).
Таков может быть сценарий - именно и только это я и хотел сказать.
---------------------------------------------
Всей же публикацией данного топика - просто обратить внимание на то, что прежде чем отправиться на съёмки (чего угодно, даже долбанных свадеб) или усаживать за окончательный монтаж уже отснятого, можно потратить некоторое время на размышление и "видение" будущего фильма, используя те самые "золотые" правила, приемы, возможности, которые в деле "фильмопроизводства" заранее известны и заранее выигрышны. То есть, чтобы не изобретать велосипеды всякий раз.
Во-от!
К сожалению, в свадебных делах, так же как и в порно, написать настоящий сценарий, и уж тем более - снять по сценарию, практически, невозможно. Ибо сценарий заранее известен до тошноты. И... и... И всё.
#16
Отправлено 28 ноя 2005 - 13:07
Внутри: сам файл и флешплейер для просмотра (27 мб), но оно того стоит!
Посмотрел. Действительно не до примочек, скорее они даже будут помехой, как надоедливая реклама. Придумали-же.
Сообщение отредактировано Apache: 28 ноя 2005 - 13:03
#17
Отправлено 28 ноя 2005 - 14:56
#18
Отправлено 12 янв 2006 - 14:47
#19
Отправлено 26 окт 2006 - 15:27
Неплохая книга по сценарному мастерству...
http://v-montaj.narod.ru/Biblio/A_mitta.zip
#20 Guest_johnsson_*
Отправлено 26 окт 2006 - 17:28
Неверно!
Если есть желание,подогреваемое ,соответственно,финансами с одной стороны и создать что-то
интересное с другой,можно много наворотить.
Иногда попадаются интересные,незакомплексованые пары,которым абсолютно не нужен свадебный стандарт.
С такими можно работать.
И получаются даже очень интересные вещи,совсем не похожие на стандартные и знакомые всем свадьбы.
Но в этом должны участвовать и молодожены,и гости,и музыканты и даже всем набившая оскомину тамаНда.
З.Ы. о порно разговор особый.
Там сценариев вааще туча.....
А о том ,что конец и тут и там общеизвестен,так оно везде так.
Вся наша жисть это затяжной прыжок из п....ы в могилу.
Все это знают и все равно прыгают.
#21
Отправлено 25 ноя 2006 - 22:19
изд. "Радуга", 1988 год
#22
Отправлено 16 авг 2007 - 22:00
Желательно в Татарстане?
#23
Отправлено 08 ноя 2008 - 03:06
Завтра буду снимать первую свою работу по мало-мальски внятному сценарию. Сегодня весь день посвятил посещению мест съёмок. На цифры в конце описания первых трёх сцен внимания не обращайте. Я знаю, что это противоречит правилам форматирования сценариев, но мне нужно было как-то обозначить, что будет снимать камера когда она будет находиться в указанной точке на мизансцене.
Главную героиню я обозначил как "Героиня". А Героя как "Парень"
Читайте на здоровье:
НАТ.Пешеходный переход день
ГЕРОИНЯ в ярком пальто, сапогах, в берете, с небольшой сумкой под цвет обуви, стоит на светофоре перед переходом. Рядом с ней и позади неё стоят другие пешеходы.(1)
Немного поодаль собравшихся пешеходов влюблённая пара. Парень обнимает девушку. Героиня украдкой подглядывает за влюблённой парой. (2)
Загорается зелёный свет для пешеходов. Героиня под натиском стоящих сзади пешеходов вынуждена переходить дорогу.(2)
По пути следования она встречается взглядом с ПАРНЕМ. Парень смотрит на Героиню и улыбается ей.(3 и 4)
(Переходя дорогу Парень и Героиня продолжают смотреть друг на друга.)
Героиня почти поравнялась с Парнем. В этот момент кто-то её толкает. Её сумочка падает, из неё высыпается содержимое: блеск для губ, пудра, блокнот, ручка. (5)
Пешеходы продолжают движение. Героиня присаживается и быстро собирает разбросанные вещи. Последние пешеходы покидают проезжую часть. (6)
Героиня поднимается и смотрит вслед ушедшим пешеходам, пытаясь рассмотреть Парня. Мелькает затылок Парня.(7)
Героиня стоит на островке безопасности. Переходить дорогу поздно, уже начали движение автомобили она ждёт зелёного сигнала светофора.(8)
Автомобили продолжают движение. По обе стороны перехода постепенно собираются другие пешеходы.(9)
Героиня замечает мелок под ногами поднимает его и задумчиво рассматривает. Загорается зелёный свет. Она переходит проезжую часть.(10)
НАТ. Площадь день
Героиня идёт по площади. Видно как маленький мальчик рисует цветными мелками. Героиня замедляет шаг и останавливается. Она рассматривает мелок в своей руке и мечтательно смотрит вверх. (1)
Она присаживается и рисует кошку. Смотрит на рисунок мальчика. Мелок в её руке слегка блеснул. Героиня этого не заметила. Мальчик видит как рисунок кошки ожил.(2,3,4)
Героиня смотрит на свой рисунок. На месте рисунка живая кошка. Героиня удивлена. Она с интересом рассматривает мелок, кладёт его в карман и идёт дальше. На другой стороне тротуара камера фиксирует Парня(5,6)
нат. улица день
Героиня идёт по улице. Её можно заметить в отражениях зеркал автомобилей. В потоке людей. И т.д.
Парень едет в общественном транспорте. В окне транспорта можно увидеть героиню. Парень замечает знакомое лицо. Он её не узнаёт.
НАТ. Театр день
Катаются скейтеры. Героиня останавливается. Смотрит на трюки скейтеров.(1)
Она замечает сидящего подростка с поломанным скейтом.(2)
Рисует скейт. Ногой толкает его в сторону подростка.(3)
Он растерян - не знает откуда появился скейт, Героиню он не заметил. Скейтер берёт скейт и тоже начинает выделывать трюки.(4)
Героиня уходит. Она улыбается.(5)
НАТ. Подворотня день
Героиня проходит мимо арки. Видит, как три парня пытаются разобраться с четвертым.
(Музыка останавливается, как-будто заело пластинку.)
Четвёртого бьют по лицу. В живот. Он сгинается пополам и почти падает на землю.
Героиня на мгновение задумывается. Достает мелок, присаживается и рисует бейсбольную биту.
Видно ноги обидчиков. Обидчики бьют четвёртого ногами по животу. Взгляд четвёртого привлекает рукоять бейсбольной биты. Он тянет руку в бите. Бита в руках у четвёртого. Обидчики скрываются за углом.
Героиня удаляется по тротуару.
НАТ. УЛИЦА ДЕНЬ
Героиня идёт по улице. Навстречу идёт Парень. Они расходятся не замечая друг друга.
(Видеоряд по смыслу припева песни "Я оглянулся посмотреть, не оглянулась ли она, чтоб посмотреть не оглянулся ли я")
НАТ. Парк щербакова день
Героиня сидит на лавочке и задумчиво смотрит на Кальмиус. На соседней лавочке сидит влюблённая пара. Молодой человек обнимает свою спутницу. Пара начинает целоваться.
Героиня отводит взгляд. Её лицо выражает грусть. Плечи опущены. Ветер разметал волосы Героини по её лицу. Она не откидывает волосы с лица.
Влюблённая пара продолжает целоваться. Можно заметить сгорбленный силуэт Героини.
Вдруг лицо героини озаряет улыбка. Она переводит взгляд на мелок в её руке. Встаёт с лавочки и начинает рисовать молодого человека, который держит её за руку.
Когда рисунок готов, она поднимает взгляд и видит, что к ней направляется молодой человек с цветами в руках. На лице у него обворожительная улыбка.
Лицо Героини светлеет. На губах Начинает проявляться улыбка.
Молодой человек с цветами в руках Проходит мимо Героини. героиня провожает его взглядом и видит, что его ждёт другая девушка. Оня переводит взгляд на руку в которой держала мелок.
В ладони можно заметить остатки искрошенного мелка. Лицо героини мрачнеет. Она обессиленно опускается на лавочку и и закрывает лицо руками. Негромко играет музыка.
Парень стоит перед Героиней. Героиня его не видит. Она закрыла лицо руками. Парень опускается на присядки перед Героиней и берёт её ладони в свои.
Героиня свозь слёзы всматривается в глаза Парня. Она улыбается.
НАТ. Парк щербакова - мост день
Героиня с Парнем удаляются. Они держутся за руки и оживлённо переговариваются. Изображение становится размытым. FADE OUT
ТИТР: "...По закону жизни, даже когда ты этого не замечаешь, на тебя кто-то смотрит. И обязательно найдётся человек, который остановит свой взгляд на тебе..."
#24
Отправлено 08 ноя 2008 - 03:40
#25
Отправлено 08 ноя 2008 - 04:49
#26
Отправлено 08 ноя 2008 - 10:09
#27
Отправлено 09 ноя 2008 - 00:45
Только вот засада, на съёмку времени не хватило. Некоторые кадры не будут стыковаться. Стемнело, а на одних кадрах которые должны стыковаться между собой ещё день, а на других вечер. Почти ночь. И сумасшедщий шум матрицы.... Света на натурных съёмках мы бы точно обеспечить не смогли бы. Буду переснимать.
Сообщение отредактировано Beemaster: 09 ноя 2008 - 00:47
#28
Отправлено 09 ноя 2008 - 05:40
Может быть сделать так?
Героиню толкают под руку, содержимое сумочки рассыпается. Крупный план, девушка в отчаянии поднимает глаза к небу. Крупный план предметов на асфальте. Среди них появляется мелок.
Героиня в спешке сгребает все предметы в сумочку вместе с мелком. Испачкала руки. Заходит в дамскую комнату в ближайшем кафе. Сполоснула руки. Перед зеркалом решила подправить макияж. Не глядя, вытаскивает из сумочки мелок, с уверенностью, что это помада. С удивлением его расматривает, пожимает плечами, прячет его обратно. Достаёт помаду и подводит губы. В задумчивости смотрит с грустью в зеркало, в отражении образ парня, которого встретила недавно.
IMHO
Сообщение отредактировано пчёл: 09 ноя 2008 - 05:50
#29
Отправлено 14 мар 2011 - 22:40
толковую консультацию и расставить всё по полочкам.
Но, мне повезло. Я имел возможность, напрямую, пообщаться с настоящими киношниками, которые, дай бог им здоровья, мне дали
хорошую консультацию по этому вопросу. Итак, написание сценария. Конечно - сценарий может быть написан в разных формах.
И, естественно, что профессионально составленный сценарий, может вообще не подойти для любительских условий. Методы работы
у профи и любителя - разные!
Допустим, вот ссылка на сценарий к любительской худ. полнометражке "Каменный остров".
http://jovich.livejo...654.html#cutid1 А что получилось, можно посмотреть тут. http://jovich.livejo....com/93954.html
А пример профессионального сценария.... Да, всё красиво тут расписали, как его нужно писать и т.д. Фактически, для меня это не ново. )))
Но, думаю, все хотели бы увидеть пример сценария, написанного профессионально.
В своё время, мне был подарен отпечатанный, еще при СССР сценарий короткометражки "Пятница 13", который, так и не был
поставлен. И, решил тут, опубликовать его небольшую часть. Думаю, многим будет интересно. Итак....
Фрагмент сценария
14. Общ. пл. 10 сек. Календарь (расфокусировка), далее, изображение плавно переходит в резкое. Далее -
камера делает наезд. Надпись: "13 февраля. Пятница".
15. Кр. пл. 8 сек. Титр "Черная Пятница".
16 Кр. пл. 6 сек. Диван. Унылое лицо. Человек чешеться за ухом.
17 Общ. пл. 10 сек. Человек встает, выходит босиком из комнаты. Дверь за собой не закрывает.
18 Общ. пл. 25 сек. Подходит к умывальнику, умывается, смотрит в зеркало.
Но, возможно, далеко не для всех любителей, сценарий будет приемлем в таком вот виде. И, помимо того, он должен быть
удобоваримым для всех членов творческой группы.
А чего за проблема с идей. Их миллион, нужно только посмотреть. Вспомните фразу одного из великих: неважно о ком писать, каждый человек интерестен!
Вот сейчас читал журнал о науке, пишут про человека 45 лет потерявшего кратковерменную память, то есть он уверен что ему 21. Поместите эту историю в любые декорации и вот сценарий сам уже рождается.
А вообще есть книга "Как пишут продают сценарии в США". Там есть ВСЕ!!!
Это всё хорошо. Миллион идей, способов и т.д. Но, не всем дано создавать гениальное кино, помимо этого,
часть предложенных советов выше, могут быть даже вредны. Или бесполезны. А потому, возникает вопрос - давайте, может, с простого начнем?
Итак. Что главное? Как в произведении, в сценарии важны:
1) Завязка.
2) Кульминация.
3) Развязка.
И даже из такой простой схемы, часто всё становится на свои места. И не надо мудрствовать. ))
По сути, история может быть любой. Но если она не написана по вышеприведенным законам, то грош цена такому сценарию.
Понятно, что рецепт не универсальный, но, на практике, зачастую, многие хорошие сценарии, написаны именно по этим законам.
Сообщение отредактировано flali: 14 мар 2011 - 22:25
#30
Отправлено 14 мар 2011 - 23:15
#31
Отправлено 15 мар 2011 - 04:12
#32
Отправлено 15 мар 2011 - 08:39
Это не сценарий. Это "раскадровка" сценария. Не надо путать и запутывать других.Фрагмент сценария
14. Общ. пл. 10 сек. Календарь (расфокусировка), далее, изображение плавно переходит в резкое. Далее -
камера делает наезд. Надпись: "13 февраля. Пятница"
Вот здесь более подробно и доходчиво.Итак. Что главное? Как в произведении, в сценарии важны:
1) Завязка.
2) Кульминация.
3) Развязка.
#33
Отправлено 15 мар 2011 - 20:28
Во-вторых, "правильная" раскадровка сценария, если говорить в более узком плане, это, как правило, покадровые (или же, иные) рисунки, типа
набросков (зарисовок). К примеру, на сайте фильма "Адмиралъ", приведен один из вариантов раскадровки - эскизы-"ориентиры", для съемки тех, или иных эпизодов.
Насчет ссылки по теме "Основы драматургии". За ссылку большое спасибо. А, относительно своего сообщения,
я просто очень обобщил то, что написано было ранее, кем-то. Да и если серьезно, это очень обширная и тонкая наука. ))
Для познания которой нужно практиковаться, практиковаться и еще раз практиковаться. А, самое главное, в которой
каждый рецепт, зачастую, строго индивидуален. И зависит от очень многих факторов.
#34
Отправлено 15 мар 2011 - 20:37
Флави, а сколько тебе лет? Как звать? Личка пустая...
#36
Отправлено 20 сен 2011 - 18:04
#37
Отправлено 20 сен 2011 - 20:29
#38
Отправлено 24 окт 2012 - 12:12
Но у меня, птицы не высокого полёта, сложилось впечатление, всё перечитав несколько раз, что возможно автор просто проффесор... или преподаватель.., который выложил на его взгляд самое важное в драматургии в минимальном формате, доступном каждому жаждущему, ИМЕННО цитатами из учебника (если таковой имеется в этом деле..) или книги какого-нибудь корифея драматургии. Всё довольно лаконично, без лишней воды...
#39
Отправлено 24 окт 2012 - 12:30
и я - за разделение профессий: сценарист пишет, режиссер - переводит на кино-язык, оператор - снимает...
Даже у Тарантино, когда он попытался взять на себя все 3 функции получилось плохо)))
#40
Отправлено 24 окт 2012 - 13:14
А по данной теме...
Я так понимаю Вы (говоря о разделении) не считаете правильного сценариста драматургом? Или я просто не понимаю кто из "сценарист-режиссер-оператор" им (драматургом) является? Я без сарказма. хочу понять Ваше изложение мысли о разделении профессий и видимой мною связи "сценарист-драматургия".
Сообщение отредактировано Arcady: 24 окт 2012 - 13:15
#41
Отправлено 24 окт 2012 - 13:54
если оператор - гов*но - никакая драматургия и режиссура не поможет...
"свадебщику" - конечно хорошо знать основы драматургии и режиссуры, так что дерзайте)))
PS про Тарантино - он гениален и я говорил лишь про один его фильм, (названия не помню, да и он вроде не был в широком прокате) который он сделал целиком сам: он сценарист, режиссер и оператор...
2 человек читают эту тему
0 пользователей, 2 гостей, 0 скрытых пользователей