!!! Только у нас на форуме !!! | |
Спектакли от дяди Пчёлки
для просмотра необходима регистрация |
Свет и видеосъемка
#1
Posted 08 Feb 2003 - 01:23
Основные виды света
Основные виды света, применяемые в видеосъемке для установки на объекте светотеневого освещения, следующие:
- основной (ключевой) свет выявляет общую форму объекта и дает экспонометрический уровень для определения съемочной экспозиции;
- заполняющий свет устанавливают от съемочной камеры на весь объект или отдельный участок, он создает экспозиционный уровень освещенности, необходимый для проработки этого теневого участка объекта.
- выравнивающий свет дополняет заполняющий и помогает определить контраст освещения на неосвещенной части объекта после установки ключевого света;
- фоновый свет освещает фоновые участки объекта для лучшего выявления контурной формы сюжетно важной детали; ->
-моделирующий свет дополнительно выявляет характерную особенность какой-либо детали в очертании основного объекта;
- контровой свет создает световой абрис различной ширины и яркости на выбранном объекте.
Дополнительно могут применяться: эффектный свет, помогающий создать на выбранном месте в объекте световой акцент при воспроизведении какого-либо эффекта света; верхний свет — для освещения верхней части объекта, не освещенной другими видами света, и рефлексный свет от какой-нибудь поверхности, также подчеркивающий небольшой световой эффект, например, отражения от воды и др.
Основной свет объекта (рисующий, ключевой) определяет экспозиционный режим съемки и предназначен для освещения сюжетно важной детали объекта. Этот свет формирует основной светооптический рисунок изображаемого объекта, устанавливает распределение света и тени, выражающие его форму, и определяется одним источником света (как правило, прожектором с рассеивате-лем или другими световыми приборами направленно-рассеянного света). Ключевой свет направляют от съемочной камеры на объект (лицо человека) с левой или правой стороны под углом 30...60° по высоте и азимуту к оптической оси съемочной камеры.
Освещение объекта рисующим светом условно соответствует освещению объекта днем в солнечную погоду, когда источниками света являются Солнце и небо (рассеянный атмосферой свет).
В этих условиях соотношения яркости светов и теней, бликов и рефлексов разнообразны и зависят от высоты стояния Солнца. Положение прибора ключевого света зависит от характера снимаемого объекта и поставленной художественно-изобразительной задачи.
Для получения ключевого света не устанавливают несколько световых приборов вследствие дробления теней. Не применяют и приборы с узконаправленным световым лучом во избежание резких теней и пересветки на сюжетно важной части объекта. В качестве источника рисующего света можно применять не только обычный прожектор (КПЛ) с направленным лучом, но и другие источники света, имеющие достаточную мощность. Выбор световых приборов для получения рисующего света обосновывается в основном характером создаваемых ими теней (резко или мягко очерченных). При установке на объекте рисующего света существуют разные варианты. В одном случае, например, применяют линзовый прожектор, направленным светом выделяют только часть сюжетно важной детали (лицо). Окружающие ее предметы не освещают, а дополнительно подсвечивают заполняющим и другими видами света, по уровню освещенности выше, ниже или равными ключевому. При таком освещении сюжетно важная деталь акцентируется по свету на фоне других предметов с различной освещенностью.
В другом случае, например, применяют рассеянный или рассеянно-направленный свет, служащий одновременно ключевым и заполняющим для освещения всего объекта в целом, в том числе и сюжетно важной детали. В этом случае все остальные предметы в этой плоскости будут освещены одинаково и между собой по освещенности не будут различаться (фронтальный свет). Предметы фона, вследствие большей удаленности, будут освещены слабо.
#2
Posted 08 Feb 2003 - 01:25
Заполняющий свет (общий, рассеянный) устанавливают от съемочной камеры несколько сверху и равномерно освещают им объект. Заполняющий свет создают световые приборы рассеянного или бестеневого света, поэтому его называют рассеянным и применяют при све-тотональном освещении в качестве основного света. В некоторых случаях заполняющий свет применяют тогда, когда для освещения достаточно двух-трех видов света, обеспечивающих общую освещенность объекта. Основное требование при этом — равномерность освещения всего объекта, поэтому заполняющий свет в большинстве видеосъемок применяют передне-верхним по направлению, вследствие чего исключается возникновение дополнительных, нежелательных теней.
Заполняющий свет как рассеянный является пространственным и может быть получен разными способами. Чаще всего, это свет от светового прибора с каким-либо рассеивателем (матовым или молочным стеклом, сеткой, стеклотканью), предназначенным для получения светового потока рассеянного света. В качестве заполняющего света часто применяют свет, получаемый от светящихся площадок — плоскостей относительно больших размеров (щитов, натянутой ткани, зонтов, белых стен и потолков), освещенных различными световыми приборами и отражающих свет от всей плоскости. Рассеянный свет может отражаться различными предметами, находящимися как на объекте (рефлексный свет), так и вне объекта. Такой рассеянный свет создает, например, в интерьере пространственную освещенность, уровень которой зависит от количества светлых поверхностей и световых приборов, их освещающих.
Выравнивающий свет, по существу, также является заполняющим, он освещает теневую сторону объекта после установки основного света и предназначен для получения определенного контраста между светами и тенями, а также для выявления фактуры поверхностей, находящихся в тени. Интенсивность выравнивающего света всегда меньше основного, поэтому он служит для подсветки теней. Выравнивающий свет по направлению является противоположным относительно ключевого и устанавливается под углом от 30 до 60° к горизонту, а по азимуту от 0 до 60° к оптической оси объектива съемочной камеры. Для получения выравнивающего света применяют световые приборы рассеянного или направленно-рассеянного света. По своей значимости выравнивающий свет является вторым главным изобразительным видом света из трех (рисующего, выравнивающего и фонового).
Основная задача при освещении объекта выравнивающим светом — установить его такой интенсивности, чтобы получить требуемое соотношение между светами и тенями, при которых создается впечатление объемности предмета. Это соотношение определяет тон и цвет изображения предметов, который может быть выполнен в мягкой, глубокой или контрастной светотени. Соотношение освещенностей рисующего и выравнивающего света называется контрастом освещения.
Фоновый свет освещает предметы, расположенные за сюжетно важными объектами. Фон может быть освещенным или затемненным, цветным или нейтральным в соответствии с замыслом. При этом контурная форма фигур, располагающихся на фоне, должна обычно выявляться в зависимости от цвета и освещенности фона. Для освещения фона выбирают любой световой прибор, способный: осветить фон равномерным светом (прибор «Ко-сосвет»), создать световое пятно различной конфигурации (прожекторы с линзой Френеля) или установить неравномерное светотональное освещение фона для получения плавно убывающей яркости, проецирование различных трафаретов. При съемке портрета тональность фона чаще всего устанавливают несколько ниже освещенной части лица и несколько выше участков теней на лице человека.
Моделирующий свет и блики применяют после установки на объекте рисующего и заполняющего света, от которых обязуются освещенные (света) и теневые участки объекта (тени) если необходимо подчеркнуть объемную форму объекта световым выделением его деталей, то моделирующий свет применяют для создания в тенях рефлексов и малых ярких участков. Блик — это световой участок объекта, в котором зеркально отражается источник света. Например, с помощью моделирующего светового прибора можно создать световые блики в глазах снимающихся людей. Этим светом также смягчают излишне темные тени в случае применения прибора основного света с узким концентрированным лучом. При портретной съемке моделирующим светом подсвечивают темные волосы и выявляют объемную форму в светлых и теневых участках. Для получения бликов на матовых поверхностях необходимо увеличить интенсивность моделирующего света относительно рисующего, а глянцевых — уменьшить. Устанавливая блик, следует соблюдать определенное соотношения между ним, светом и тенями объекта. Для создания бликов и освещения небольших площадей применяют прожекторы с узким лучом и регулируемой силой света.
Контровой свет — это интенсивный, направленный встречно по отношению к съемочной камере свет, создающий яркую контурную линию на предмете благодаря совпадению угла падения и угла отражения света. При малой интенсивности света контур высветляется с сохранением фактуры поверхности. Контровой свет обычно направляют сзади сверху под углом к оси съемочной камеры, избегая при этом попадания прямого света в объектив.
Сюжетно важные детали объекта по светлоте или яркости могут совпадать с фоном или отличаться от него. При совпадении деталь с фоном сливается, в результате чего теряется восприятие контурной формы и даже объемности. Для выделения светлого на светлом и темного на темном характер контрового света должен быть различен. Светлая деталь на светлом фоне (белое на белом) выделяется при переднем освещении благодаря возникновению темного контура. Контур темной детали па светлом фоне выделяется достаточно четко. Для большей выразительности в световой рисунок детали можно вводить белый контур светлее фона путем интенсивного заднего освещения. Если световой прибор расположен так, что направление контрового света близко к линии главного луча зрения, то получается яркая тонкая линия контура детали. При перемещении светового прибора в сторону с сохранением скользящего света, линия светового контура, с одной стороны, утолщается с другой, становится менее яркой. На округлостях предметов контровой свет, установленный близко к линии главного луча зрения, образует яркую тонкую линию контура детали. При перемещении светового прибора в сторону с сохранением скользящего света линия светового контура утолщается и становится менее яркой, при этом лучше выявляется фактура. Освещенность от контрового света обычно превышает основной (рисующий) свет. В качестве световых приборов применяются обычные прожекторы. Особенно часто контровой свет используется при съемках портретов для подсветки профильной линии лица, волос, пле-чей.
Световой эффект изображения. Освещение объекта съемки (эффект света) характеризует систему освещения и представляет собой средство экспрессивного светового выражения объекта, связанное с каким-либо естественным или искусственным световым эффектом. Эффектное освещение создает в изображении световой эффект, отображающий «настроение» кадра.
Основной эффектный свет — рисующий, создающий характерный рисунок изображения по силе света и направлению. При этом моделировка объекта светом должна создавать определенную градацию теней, полутеней, бликов и рефлексов согласно поставленной изобразительной задаче. Для этого к рисующему и моделирующему добавляют свет, создающий яркие блики и тени заданной формы, интенсивности и цвета, имитирующие лучи искусственных и естественных источников света — свечи лампы, Солнца, Луны, какого-либо света из окна, уличных фонарей и др. Естественный солнечный свет создает высокие освещенности. При воспроизведении его эффекта в интерьере высокую освещенность можно снижать с обязательным сохранением соотношения рисующего и заполняющего света.
Кадр может выражать характер и особенности освещения солнечного дня и лунной ночи при съемке в интерьере в природных условиях. В изображении объекта может быть выражен эффект свечи, спички или настольной лампы, а также эффект солнечного или лунного света, падающего из окна. На лице человека может быть выражен прямой или рефлексный свет от любого источника света.
Верхний, нижний и боковой свет — это направления одного из основных видов света, устанавливаемого в соответствующее положение и помогающее лучшему выявлению объема, формы и фактуры объекта. Источниками естественного верхнего по направлению света являются голубое или пасмурное небо, Солнце в зените, а в помещении — свет, отраженный от потолка. Верхний, нижний или боковой свет создает определенный эффект и может служить для получения определенного настроения, интонации, для подчеркивания характера, например, портрета, среды или места действия. Боковым может быть свет из окна, нижним — рефлексный свет от какой-либо поверхности (снежного покрова зимой).
Рефлексный свет в изображении объекта играет дополнительную роль освещения и создания светового эффекта. Основной рисующий свет, при условии его широкого угла падения на светлые и белые поверхности, расположенные вблизи сюжетно важной детали, создает отраженный свет, направленный по углу своего отражения. Рефлексный свет (рефлекс) служит для выражения взаимосвязи объектов с окружающей средой и помогает выявлять объемную форму предмета, создавая жизненно правдивые световые эффекты.
Часто применение рефлексного света осуществляется с помощью отражателей или зеркал при съемке, например, портрета против Солнца и в пасмурную погоду. В первом случае Солнце освещает отражатель, направляющий свет на лицо, с интенсивностью, почти равной основной (зависящей от коэффициента отражения и площади отражателя или зеркала). Во втором случае отражатель располагают под лицом снимаемого, свет пасмурного неба создает на отражателе рефлексный свет, действующий на лицо снизу.
#3
Posted 09 Feb 2003 - 19:18
Спасибо!
#4 Guest_NETVID_*
Posted 10 Feb 2003 - 08:45
#5
Posted 18 Nov 2010 - 12:49
#6
Posted 18 Nov 2010 - 15:15
#7
Posted 18 Nov 2010 - 20:04
Отгадавшему - приз!
Edited by Dick, 18 Nov 2010 - 20:05.
#8
Posted 18 Nov 2010 - 20:36
#9
Posted 08 Dec 2010 - 21:20
2.1-Behind.the.Scenes.avi, http://www.getzilla....scenes.avi.html
2.4-Lighting.for.Chromakey.avi, http://www.getzilla....omakey.avi.html
2.3-Movie.Style.avi, http://www.getzilla.....style.avi.html
2.2-Sunset.Lighting.avi, http://www.getzilla....ghting.avi.html
3.4-Diffused.Light.Filter[1].avi, http://www.getzilla....ter_1_.avi.html
1.6-Creative.Lighting.avi, http://www.getzilla....ghting.avi.html
3.5-Cheap.Filter.Night.Shot.avi, http://www.getzilla....t.shot.avi.html
3.3-100S.Lighting.Studio.avi, http://www.getzilla....studio.avi.html
3.1-Refining.Your.Technique.avi, http://www.getzilla....hnique.avi.html
3.6-Lighting.Older.People.avi, http://www.getzilla....people.avi.html
3.4-Diffused.Light.Filter.avi, http://www.getzilla....filter.avi.html
2.5-Inverse.Square.Laws.avi, http://www.getzilla....e.laws.avi.html
3.2-Lighting.Boring.Objects.avi, http://www.getzilla....bjects.avi.html
3.7-Soft.Focus.Filter.avi, http://www.getzilla....filter.avi.html
3.8-BVP4.Plus.avi, http://www.getzilla....4.plus.avi.html
1.5-Light.Set.Up.avi, http://www.getzilla....set.up.avi.html
1.4-Fake.Outs.with.Lighting.avi, http://www.getzilla....ghting.avi.html
1.3-Lighting.in.Full.Sun.avi, http://www.getzilla....ll.sun.avi.html
1.2-Manual.Iris.avi, http://www.getzilla....l.iris.avi.html
1.1-75S.Lighting.avi, http://www.getzilla....ghting.avi.html
#10
Posted 05 Jul 2011 - 13:26
Давай приз! я угадал ответ: Накамерный свет это "свет, убивающий художественную состовляющую картинки"Вопрос знатокам: НАКАМЕРНЫЙ свет ближе к какому свету по классификации? (типа частный вариант какого света?)
Отгадавшему - приз!
#11
Posted 05 Jul 2011 - 15:57
По мне, если говорить о накамерном, то идя методом исключений... это не рисующий, не контровой, ни точечный (моделирующий и блики)... значит заполняющий.
А то что он убивает твою художественную составляющую (которую я приветствую), то в некоторых случаях это единственный свет, который ... дает возможность что-то запечатлеть. Не ругай его.
#12
Posted 05 Jul 2011 - 19:17
Заполняющий - он призван заполнять тени, а накамерный (обычно) является единственным источником, значит он, безусловно, является рисующим.
#13
Posted 05 Jul 2011 - 22:05
V:"Заполняющий - он призван заполнять тени"
Да! но не только..... это создание общей освещенности, баланс всех других составляющих света (сколько их там по теории)
Блин, кого учу?
#14
Posted 05 Jul 2011 - 23:19
Какая разница, как назвать, главное уметь правильно применять...
PS кстати, я не против накамерного - иногда, в репортаже без него не обойтись...
Я его часто использую, единственное "НО" - креплю его не на камеру, а даю в руки ассистенту, чтобы светил сбоку, под 45 градусов
Edited by Verendey, 05 Jul 2011 - 23:19.
#15
Posted 06 Jul 2011 - 00:48
не против накамерного - иногда, в репортаже без него не обойтись...
часто... даю в руки ассистенту, чтобы светил сбоку, под 45 градусов
В подтверждение твоих слов дарю тебе (только что выложил) видео из архива (снималось не мной)
Думаю, ценные кадры!
#16
Posted 06 Jul 2011 - 03:09
#17
Posted 09 Sep 2011 - 16:59
в конце тяжелого рабочего дня (10 часов беготни по театру) снимал интервью, свет ставил не по герою, а по ассистенту и не учёл особенностей лица героя. Уже не было ни времени ни сил поправить свет... короче, оставил как есть(
Чтобы другие не наступили на эти грабли - вот фото...
у героя "впалые" щёки и контровой особенно это подчёркивает: нужно было контровой сделать ещё "контровее", чтобы не было дополнительно блика на щеке, и дать дополнительное заполнение, чтобы смягчить тень на щеке
[attachment=6811:Teatr_naciinterviews_01.jpg]
#18
Posted 09 Sep 2011 - 20:10
#19
Posted 09 Sep 2011 - 20:22
Вон, на виске виден и блик
#20
Posted 09 Sep 2011 - 20:28
или "обвлолакивающий контровой"... он делается не "жестким" лучом, а рассеянным, в данном случае через отражающий зонтик
*** совсем не в тему: вот раньше, в "детстве" (лет 15 назад) я сидел в чатах... и когда понимал, что не могу оттуда по своей воле выйти - я знал очень хороший способ: нужно было обругать матом модератора и тебя банили на сутки...
вот хорошо бы меня сейчас забанили дня на три: мне работать нужно, а я 15 минут поработаю, а потом пол-часа на форуме торчу))))
#21
Posted 01 Mar 2013 - 20:33
пока был в "бане" написал заметочку на VE... дублирую тут, может кому интересно будет)
слева "a-la naturelle" (типа "правда жизни") ... справа - со светом (не претендуя на голливуд)
ну, и кадрик с GoPro 3 в подводном боксе, можно на камеру воду лить)))
(артефакты - при экспорте из монтажки возникли)
PPS
просто поржать - с этой же съёмки
#22
Posted 02 Mar 2013 - 00:48
может, лучше всё-таки, "белым" подсвечивать?
#23
Posted 02 Mar 2013 - 02:30
#24
Posted 02 Mar 2013 - 17:33
#25
Posted 02 Mar 2013 - 18:48
Если бы снять при естественном свете, без синевы... в том же ракурсе... Вопрос был бы спорным, что лучше...
Edited by mirror 2, 02 Mar 2013 - 18:49.
#26
Posted 02 Mar 2013 - 20:08
не... тут дело только вкуса... для меня синий олицетворяет науку)))
... а для меня "белый" - цвет халата и стерильности.
Edited by nixa, 02 Mar 2013 - 20:08.
#27
Posted 02 Mar 2013 - 22:24
Жульничаете товарищ! (Верендей) Разные снимки... разные углы освещения... разные ракурсы...
Если бы снять при естественном свете, без синевы... в том же ракурсе... Вопрос был бы спорным, что лучше...
забыл предысторию рассказать:
сейчас снимаю научно-популярный (с рекламным оттенком) фильм о фито-лаборатории
заказчик поставил задачу: "хочу, чтобы как на BBC смотрелось)))
но при этом изначально попросил: никаких фальсификаций (цветных жидкостей в колбах, графики из стоков и т.п) чтобы ученые смотрели и не смеялись...
первый день снимали с естественным светом... показал заказчику и убедил, что "правда жизни" и "правда жизни на экране" - разные вещи...
переснял..
***
то есть я не ставил задачу написать статью: мы сняли, я посмотрел, не понравилось - пересняли по новой... и эти кадры - тупо вырезанные из видео кадры...
тк мы снимаем в cinestyle то в обоих случаях есть цветокоррекция... только в кадрах первого дня (слева) это максимум, что можно выжать из исходника: лампы дневного света с зеленоватым спектром дают совершенно неконтрастный свет и убивает цвета
***
а по поводу: "Вопрос был бы спорным, что лучше..." - это для тебя спорно, а так всё очевидно)))
#28
Posted 02 Mar 2013 - 23:10
#29
Posted 22 Nov 2014 - 18:38
#30
Posted 23 Nov 2014 - 00:21
Удивительно просто о сложном ... даже оптические иллюзии в этом обучающем материале объясняются на пальцах - это поразительно
#31
Posted 14 Mar 2016 - 02:00
Сохранились у кого видео с сылок?очень интересно взглянуть
Уроки по свету
2.1-Behind.the.Scenes.avi, http://www.getzilla....scenes.avi.html
2.4-Lighting.for.Chromakey.avi, http://www.getzilla....omakey.avi.html
2.3-Movie.Style.avi, http://www.getzilla.....style.avi.html
2.2-Sunset.Lighting.avi, http://www.getzilla....ghting.avi.html
3.4-Diffused.Light.Filter[1].avi, http://www.getzilla....ter_1_.avi.html
1.6-Creative.Lighting.avi, http://www.getzilla....ghting.avi.html
3.5-Cheap.Filter.Night.Shot.avi, http://www.getzilla....t.shot.avi.html
3.3-100S.Lighting.Studio.avi, http://www.getzilla....studio.avi.html
3.1-Refining.Your.Technique.avi, http://www.getzilla....hnique.avi.html
3.6-Lighting.Older.People.avi, http://www.getzilla....people.avi.html
3.4-Diffused.Light.Filter.avi, http://www.getzilla....filter.avi.html
2.5-Inverse.Square.Laws.avi, http://www.getzilla....e.laws.avi.html
3.2-Lighting.Boring.Objects.avi, http://www.getzilla....bjects.avi.html
3.7-Soft.Focus.Filter.avi, http://www.getzilla....filter.avi.html
3.8-BVP4.Plus.avi, http://www.getzilla....4.plus.avi.html
1.5-Light.Set.Up.avi, http://www.getzilla....set.up.avi.html
1.4-Fake.Outs.with.Lighting.avi, http://www.getzilla....ghting.avi.html
1.3-Lighting.in.Full.Sun.avi, http://www.getzilla....ll.sun.avi.html
1.2-Manual.Iris.avi, http://www.getzilla....l.iris.avi.html
1.1-75S.Lighting.avi, http://www.getzilla....ghting.avi.html
#32
Posted 20 Mar 2016 - 03:29
неплохой ролик про свет... он на английском, но там всё просто... можно просто смотреть)
3 варианта освещения в одном интерьере
Edited by Verendey, 20 Mar 2016 - 03:29.
#33
Posted 23 Jul 2016 - 02:20
#34
Posted 24 Jul 2016 - 01:32
#35
Posted 26 Jul 2016 - 16:22
познавательно)
#36
Posted 26 Jul 2016 - 17:00
ну, для тебя вряд - ли познавательно, но мне было интересно))
#37
Posted 26 Jul 2016 - 17:25
и мне) даже для знакомого с процессом - интересно
1 user(s) are reading this topic
0 members, 1 guests, 0 anonymous users