Перейти к содержимому


!!! Только у нас на форуме !!!
Спектакли от дяди Пчёлки

для просмотра необходима регистрация
Фотография
- - - - -

Юридические вопросы фотографии


  • Please log in to reply
4 ответов в этой теме

#1 Степных Александр

Степных Александр
  • Участник
  • 7 657 Сообщений:

Отправлено 31 янв 2011 - 05:51

Фотография — деятельность комплексная. Создание снимка предполагает решение технических задач и творческие поиски, но сегодня не последнюю роль играет знание автором своих прав, желание и готовность их защищать

Фотография как результат творческой деятельности является объектом интеллектуальной собственности. Возникает вопрос — обладают ли авторы фотографий на документы, репортеры газет и журналов, рекламные фотографы и простые фотолюбители одинаковыми правами на свои работы, какую защиту предоставляет им закон? Попробуем разобраться…

В соответствии с законом РФ «Об авторском праве и смежных правах» от 9 июля 1993 г. №5351-1 (ЗоАП), охране и защите подлежат результаты творческой деятельности: произведения науки, литературы и искусства. Авторы таких произведений пользуются определенным набором прав имущественного и личного (неимущественного) характера. Пункт 1 статьи 7 ЗоАП прямо называет фотографии и произведения, полученные аналогичными способами, объектами авторского права.

Первое, что надо решить фотографу — является ли его снимок произведением в юридическом смысле, т.е. результатом творческой деятельности. Для ответа на этот вопрос правовые знания не нужны — если сам автор признает свою работу продуктом творчества, вряд ли кто-то возьмется это оспаривать.

При вынесении себе вердикта автор должен помнить, что для признания снимка произведением с точки зрения законодательства не имеют значения такие фотографические составляющие, как сюжет, объект съемки, формат, техническое качество, художественные достоинства снимка и его общественная значимость. Закону все равно, будь то снимок главы государства или вид из окна. Все это, несомненно, небезразлично для художника и его зрителя, но на охраноспособность снимка и права его автора не влияет. По мнению большинства юристов, основными критериями творчества являются новизна и оригинальность.

Фотопроизведения становятся охраняемыми объектами с момента их создания. Автор не обязан регистрировать или депонировать свои работы где-либо, распечатывать или оформлять их особым образом, указывать имя, наносить определенные надписи, придумывать название и т.п. Чтобы фотография считалась произведением, а ее создатель признавался автором, важен лишь факт создания снимка. Однако определенные формальности автор может соблюсти по своему желанию. Например, обладатель исключительных авторских прав для оповещения о своих правах может (но не должен) использовать знак охраны авторского права, состоящий из трех элементов: латинской буквы С в окружности ©; имени (наименования) обладателя исключительных авторских прав; года первого опубликования произведения.

Знак охраны может сыграть важную роль в защите авторских прав, поскольку, как гласит ЗоАП, при отсутствии доказательств иного автором произведения считается лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения. Однако наличие знака охраны само по себе не является гарантией принадлежности прав указанному лицу — знак может быть использован незаконно.

Итак, чтобы фотография считалась произведением, а ее создатель признавался автором, важен сам факт создания снимка. В какой момент это происходит? В отношении цифровой фотографии все достаточно очевидно — как только изображение приобрело объективную форму (появилось на мониторе или ином носителе в формате, доступном для восприятия), можно говорить о факте создания снимка. Что касается пленки, логично предположить, что моментом появления снимка на свет является проявка негатива — именно после этого можно говорить о создании фотоизображения.

Не всякая фотография является объектом авторского права, а лишь та, которая является результатом творческой деятельности, выраженным в объективной форме. Остальные фотоснимки могут рассматриваться как объекты, свободные в использовании. В частности, к ним могут быть отнесены фотографии на документы, изготовленные с помощью автоматических камер. Участие фотографа в такой съемке не имеет творческого характера.

На практике, особенно при выполнении съемки на заказ, могут возникнуть проблемы разграничения деятельности творческой (в этом случае необходимо заключение авторского договора) и деятельности подрядчика (для данных отношений используется договор выполнения работ — договор подряда).

В зависимости от формулировки условий заказа, творческой задумки заказчика и фотографа полученные снимки могут рассматриваться либо как продукт творческой деятельности фотографа, либо как его техническая работа.

Разграничение двух видов деятельности может оказаться затруднительным. Если в договоре или других документах, касающихся выполнения заказа, детально сформулированы как технические требования, так и творческие аспекты фотосъемки, то полученные снимки могут быть расценены как результат технической работы фотографа.

Например, заказчик указывает, что керамическую вазу следует снимать на слайд, на темном нерезком фоне, при равномерном освещении так, чтобы ваза занимала три четверти кадра. В этом случае фотограф будет являться лишь исполнителем (подрядчиком), не имеющим авторских прав на результат. Однако если во время съемки он привнес творческие идеи в работу, в отношении полученных фотографий следует говорить об авторстве (или соавторстве).

При заключении авторских договоров (например, на съемку рекламы одежды) желательны детальное техническое задание и эскизы. Они не обязательно должны касаться творческой стороны, но впоследствии помогут избежать споров с заказчиком.

Например, условия договора могут предусматривать, что заказчик поручает фотографу провести фотосессию с участием выбранной заказчиком модели, демонстрирующей коллекцию одежды.

В результате должно быть передано не менее трех вариантов цветных снимков каждой модели коллекции. Такая формулировка дает фотографу право выбора творческой формы реализации и создает предпосылки для приобретения им авторских прав на снимки.

В любом случае, фотографу, при наличии детальных инструкций заказчика, следует заранее определить в договоре, что создаваемый результат будет (или не будет) являться объектом авторского права, возникающего у фотографа (или заказчика), и решить вопрос о дальнейшей передаче прав.

Важно помнить, что авторские права на произведения не тождественны правам на материальные носители (отпечатки, диски и т.п.), содержащие такие произведения. Продажа, дарение, мена фотоснимка — сами по себе не влекут передачу авторских прав на его использование. Интересно, что с произведениями изобразительного искусства (живописью, графикой, скульптурой и др.) ситуация иная, но, по смыслу данной нормы закона, фотоизображения к произведениям изо не принадлежат.

Следует отметить, что ЗоАП не относит к объектам авторского права идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия, факты. Наличие определенных идей, так и оставшихся плодом воображения, не порождает у их автора никаких прав, а использование творческих задумок других авторов, но реализованных в иной форме, не является нарушением чьих-либо юридических прав. Моральный аспект подобных действий остается вне сферы правового регулирования.

-------------------------------------
Автор: Екатерина БЫКОВА
интернет-журнал "Foto & Video"
  • 0

#2 maksimus

maksimus
  • Участник
  • 1 732 Сообщений:

Отправлено 31 янв 2011 - 14:51

бррр.. из всего понял что фото на документы не считается произведением. хм... а сфотографировал я свою собаку - как считать данное творение?
  • 0

#3 Степных Александр

Степных Александр
  • Участник
  • 7 657 Сообщений:

Отправлено 16 фев 2016 - 02:41

У знакомой девушки, которая за деньги снимала клиентку,   точнее не так..... девушка , которая снималась.... точнее не так, Павлопосадская фабрика попросила у девушки, которая снималась за плату у фотографа использовать её изображение и разместила свой логотип на её фото
у меня вопрос- должна ли фабрика указывать автора снимка, речь об оплате , конечно, же  не идет?


  • 0

#4 Verendey

Verendey
  • Участник
  • 14 079 Сообщений:

Отправлено 16 фев 2016 - 03:16

нет

***

если ты работаешь (в данном снимаешь) за деньги  все права принадлежат тому, кто платит.(если иное не прописано в договоре... или договора нет)

 

ниже  строчки из типового  договора на фото и видео 

1.4. Факт выполнения работ, передача Продукции и прав, указанных в п. 1.3 настоящего Договора, по каждому Творческому заданию оформляется Актом сдачи-приёмки, являющимся неотъемлемой частью настоящего Договора, к которому прилагается распечатка с изображением Продукции либо подробное описание переданной Продукции. С момента подписания Акта исполнитель утрачивает, а  Заказчик приобретает переданные ему Исполнителем права, предусмотренные п. 1.3 настоящего Договора.


  • 0

#5 Степных Александр

Степных Александр
  • Участник
  • 7 657 Сообщений:

Отправлено 16 фев 2016 - 03:27

ОК, хорошо, спасибо


  • 0




0 человек читают эту тему

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых пользователей

Rambler's Top100