В результате родилась микро-статья об операторском мастерстве.
Но, по порядку.
Я чётко поставил задачу оператору: снимаем тест, максимально приближенный к «боевым условиям», то есть не только звук, но и картинка должна быть на уровне. (Как будто мы снимаем настоящее интервью).
Оператор говорит : «свет лень ставить». Хорошо, будем снимать при свете из окна. Должен заметить, что свет из окна, если его правильно использовать, даёт хорошие результаты ( но ограничивает выбор точки съёмки).
Значит, из света у нас есть: окно, торшер и отражатель.
Говорю оператору: у тебя есть время, осмотрись, выбери фон и куда посадить интервьюируемого (меня), когда будешь готов – позови.
Он посадил меня на диван, сделал грамотный контровой (отражателем), поставил камеру.
- Готов?
-Готов! Мотор! Начали!
Я начинаю что-то говорить в камеру, вдруг вижу, что он что-то крутит на объективе и поправляет камеру.
Это ошибка №1. После команды «мотор» камеру трогать нельзя! Можно поправлять только в крайнем случае.
Более того, во время съёмки интервью оператор должен быть «тише воды, ниже травы».
Герой интервью - он и так волнуется, а если оператор за камерой активно двигается, шепчется с ассистентом, ковыряет в носу – это сильно отвлекает героя.
Далее…
Я смотрю на готовое видео: вроде всё есть, свет неплохой, но… но, как-то пусто и неинтересно.
Говорю: давай-ка я попробую снять. Посадил его на стул, подвинул камеру на пол-метра. Снял. Посмотрели: вроде – поинтереснее получилось. Потом , для чистоты эксперимента, сняли и меня на новом фоне.
Какой из всего этого вывода можно сделать вывод? Элементарно! Оператор должен следить не только за светом на лице, но и за фоном…
Но как правильно выбрать фон? Когда мы смотрим глазами, мы видим «панорамно», а камера видит «в прямоугольнике», поэтому нам нужно как-то ограничить кадр. Некоторые операторы постоянно носят с собой «монохром» - темное стёклышко, ограниченное рамкой и смотрят на мир через него. (стёклышко убирает цвет и помогает лучше видеть световой рисунок). Есть более простой способ: рамка из пальцев… типа как на левом фото)
http://www.lifeispho....aspx?id=555046
Мне показали этот приём лет 30 назад, с тех пор я им пользуюсь).
Когда мне режиссер говорит: «снимаем здесь», я обхожу комнату по периметру и смотрю через «видоискатель» (через пальцы) во все стороны, где интереснее фон.
И не нужно этого стесняться (типа: «я такой крутой, и вижу всё без пальцев»). Часто маститые режиссеры и операторы – «пользуются пальчиками». Таким образом проще выбрать кадр.
Что ещё? Оператор, который снимал пробу – отнюдь не новичок. Его подвела самоуверенность («я всё знаю») и лень. Ну, и в его оправдание - он не учел особенности оптики. Это – отдельная тема: Дело в том, что мы все испорчены десятилетиями съёмок на Betacam и DVcam – где вся картинка в «панфокусе»: как бы ты не старался получить размытие фона, он всё равно получается резким. И оператор побоялся снимать на фоне открытой двери (там «грязный фон» - висит одежда, стоят сумки).
Но светосильная оптика и большая матрица позволяют получать размытый фон и открытая дверь превратилась в хорошо размытое пятнышко… Это я всё к тому, что оператор должен постоянно смотреть на мир через призму своей профессии: «ага, тут висит бра – если я посажу человека сюда, а камеру поставлю туда – будет хорошее светлое пятно на фоне» или «вот на стене картина, она хорошо уравновесит кадр… но она не в кадре… ага, если подвинуть стол и стул на метр вправо, а камеру подвинутьвлево, то она окажется в нужном месте по кадру» «так, а если посадить его на фоне окна… а за окном «синит» (5600), а приборы у меня 3200… значит фильтровать… но тогда на улице дифрагма 11 а у меня 5,6 – будет пересвет… либо светить на лицо ярче (плохо это) либо ждать сумерек, чтобы свет за окном сравнялся, либо – отказаться от окна в кадре»).
Вот из таких мелочей и складывается мастерство оператора. Со временем он обрастает «операторским мясом» и многие вещи решаются уже на автомате, но… излишняя самоуверенность иногда подводит и опытных.
Вот собственно и всё.
Видео №1. На фоне дивана и стены
Видео№2. На фоне открытой двери и подручных средств (на диване валялась подушка и я подумал, что вот если поставить её по 45 градусов, то получится интересное пятнышко)
Видео №3. На том же фоне, другой персонаж (я). Может я и придираюсь, но мне кажется, что и здесь есть неточности по композиции. Оператор чуть сместил камеру, и композиция стала менее плотной… Но может это мне кажется от того, что я не люблю свою рожу в кадре)))
Моя ссылка
PS. Зная привычку некоторых товарищей спорить по любому поводу, хочу сразу сказать: аргументы типа «а по мне первый кадр – лучше» - не принимаются))). Если вы не видите очевидного, значит эта статейка не для вас, просто перелистните страничку.
это не камень в чей-то огород, это "абстрактные некотороые"PS. Зная привычку некоторых товарищей
Сообщение отредактировано Verendey: 12 июн 2011 - 09:39