с фильмом "Птицы".
во-первых спасибо за лестные слова)...
во вторых - -
дай ссылку на "птиц" я не помню (читаю форум "по диагонали")
Попробую рассказать КАК увидеть, найти нужный темп, нужные кадры
для монтажа и
правильную музыку.
(как всегда, долго и занудно, отвлекаясь и рассказывая прописные истины, но вдруг кому-то пригодится)
Я всегда боролся за то, чтобы режиссер монтажа работал не "слёту", а сначала резал "сториборды", то есть на нормальной скорости отсмотрел
весь материал, выбирая нужные (хорошие) кадры. Причём нужно стараться сразу ставить точные точки входа и выхода (условно говоря: есть план: "статика - панорама - статика" и допустим в конце панорамы есть мелкий "дрыжок" камеры: ставишь in на первом кадре ПНР,
out - на последнем перед "дрыжком" кадре. Заготовка готова... Технологически я делаю это так: на первой дорожке оставляю "мусор" на вторую переношу "рабочие" планы, на третью - "шедевры". дальше переношу выбранные планы в новую секвеннцию, сохранив дорожки (чтобы на TL наглядно видеть "шедевры") удаляю дорожку с мусором и убираю "дыры" (ripple delit)
Лирическое отступление: в какой-то момент, несколько лет назад, я решил, что "не царское это дело, сториборды резать". Типа "подмастерье" мне будет нарезать сториборды, а я как "мэтр" буду монтировать из отобранного материала. Ну... отчасти эта система работает, помогает делать несколько проектов одновременно, но лишь - отчасти. Дело в том, что нарезая сториборды, ты
невольно запоминаешь материал и голова начинает работать в "фоновом режиме". И потом, в процессе монтажа, ты вспоминаешь: "ага, вот тут у меня снят салют, а в начале материала есть кадр открывания шампанского. Если поставить их рядом - будет хорошая ассоциация"... Но такие идеи приходят только если ты
сам отсмотрел весь материал.
Практический пример: посмотрев ролик про бадминтон несколько раз я понял, что нужно рукопожатия собрать в одно место: в конце музыки есть три ярких "удара" и на каждый удар новое рукопожатие... у ролика появится "финал", сейчас он заканчивается ничем.
Вообще "у фильма должно быть начало середина и конец, но не обязательно в таком порядке" (Хичкок)... проще говоря: первые и последние планы в ролике должны быть "ударными", в середине может быть и "вода"... Напомню элементарное правило (сейчас всё чаще встречаются исключения, но всё равно в 75% это правило работает): монтировать нужно по схеме: "крупный - средний - общий" (последовательность не важна, можно "кр - ср- кр - общ -кр - кр", но важно не монтировать рядом два общих плана... исключения возможны, так называемый клиповый монтаж, но чтобы делать исключения, сначала нужно выучить правила)...
Теперь о музыке: Langoled правильно сказал, что нужна "чуйка" (мой друг - режиссёр Туманян называет это "чухало"... слово мне не нравится, но оно - точное). "Чухалу" научить нельзя, но его можно
развить в себе. Для меня лет 15 назад монтаж под музыку был большой проблемой (отсутствие слуха, незнание базовых основ музыки: "сильная доля, слабая доля", " в такт, из-за такта"... я монтировал под любой сильный удар барабана :-)... правда бывало и забавно: один режиссёр и музыкант похвалил: "ты так ловко переходишь с сильной доли на слабую... ну да, ты же в америке работал, это негритянский рэповый стиль", а я даже не понимал, о чём он говорит...
Но постепенно научился различать доли и стал монтировать "по правилам", но - "перегнул палку", стал монтировать как робот, на каждую долю - склейку... Тот же Туманян (большой мастер монтажа) мне объяснил, что "механизация" монтажа - тоже плохо, что иногда нужно сбиваться с ритма, иногда на долю должна приходиться не склейка, а активное движение в кадре, вспышка света, улыбка, закрывание глаз... любое заметное и значимое в кадре... иногда даже статичный общий план, по соседству с активными крупными - может оказаться
акцентом. Теперь о том, что делать если у тебя нет "чутья". У меня его почти нет, поэтому я сначала иду
от логики. Первый вопрос: для кого делается фильм, какова "целевая аудитория"?
Если это дети, то музыка из "Винни - Пуха", если это люди от 35 и выше, то я ориентируюсь на свой музыкальный вкус: у каждого поколения есть свои музыкальные пристрастия, музыка меняется, но если ты в детстве и юности слушал (не обязательно любил) Битлз или Льва Лещенко - то услышав старую знакомую мелодию - испытаешь "укол ностальгии"... Самое трудное, когда делаешь работу для "племени младого, незнакомого" - я мало знаком с музыкой двадцатилетних , поэтому прошу у молодых приятелей дать подборочку их любимых песен и из них выбираю то, что нравится...
мне. Трудно быть объективным: когда мне пришлось монтировать (10 лет назад) под Верку Сердючку "Хорошо", я постоянно испытывал рвотные позывы, но... музыка ритмичная, есть "сбивки" и акценты - монтировать легко...
Чтобы монтировать под музыку, не обязательно любить её (но - желательно).
Наш монтажер не понимает (не любит) классической музыки, но научился очень ловко под неё клеить, "расчухал" доли и такты, понял, что в классической музыке намного чаще бывают "сбивки ритма", а это - рай для монтажера. Ещё пару слов о классической музыке: на самом деле процент людей, кто её любит и понимает - невелик, НО... она всё равно работает! если вставлять её "дозированно", небольшими
обдуманными фрагментами, то даже неподготовленный зритель ловит кайф от неё. Я неоднократно в этом убеждался. Когда к тебе на выставке подходит такой брутальный мужик - директор кондитерской фабрики из Челябинска и говорит: "я даже не представлял, что производство можно снять так красиво" -
ну, во- первых это лестно, а во-вторых я понимаю, что
это музыка Грига - сработала :-)
Теперь второй шаг: мы порылись в памяти и подобрали несколько вариантов музыки. Дальше небольшая "технологическая" хитрость: я кладу под сториборд (нарезанные, но не смонтированные планы) несколько вариантов музыки и по очереди их слушаю: подходит - не подходит...
Такому "методологическому" подходу меня научили в рекламном агентстве... Агентство всегда "облизывает" клиента, поэтому дают несколько вариантов ролика, с разной музыкой, с разными вариантами монтажа. И вот, делая такие варианты для клиента, я понял простую вещь: может Тарантино сразу
чувствует, какую музыку нужно поставить, но нам, простым смертным, нужно
увидеть варианты. Поэтому никогда не отказываюсь даже от бредовых идей, типа - поставить на сцену бокса песню "спят усталые игрушки". Даже такое может
сработать на контрапункте. Проверка займёт 5 минут и... игра стоит свеч...
Я всё время сбиваюсь на "высокие материи", забывая, что речь идёт в основном о свадебном видео... Но не боги горшки обжигают, моя видео-ниша тоже имеет свои ограничения формата, тоже часто зависит от капризов клиента. На то мы и художники, чтобы в жестких рамках заказа сделать хотя бы на несколько % лучше...
Лирическое отступление: будучи совсем начинающим оператором я поехал снимать программу "сельский час". Ну, что-то снял. В том числе красивые закаты, былиночки на фоне неба и т.п. Режиссер мне сказала: "красивые закаты - любой снимет. А вот ты попробуй красиво снять коровник!". Я эту фразу запомнил и принял как кредо. Мы с вами, по большому счёту, документалисты, и наша задача, если мы не можем изменить "декорации" (мир вокруг нас) - постараться снять их максимально красиво...
А сторонники "естественности" - типа: "нех приукрашивать действительность" - пусть отдыхают, или снимают видео для милицейского протокола.
При просмотре кино , иногда анализирую ... Голливуд почти всегда , пусть где то несколько и формально , работает на пять с плюсом . Т.е. имеется некий стандарт , планка , ниже которой они не опускаются .
Жалко, что я поздно прочитал этот пост)
согласен на 100%.
Ключевое слово "АНАЛИЗИРУЮ"!
"мыслительная работа" ДО съёмки - залог успеха
Edited by Verendey, 14 Aug 2011 - 22:25.