Научитесь кадрировать общий план у Роберта Ричардсона. Сегодня рассматриваем работу восьмикратного номинанта на премию «Оскар» и запоминаем разницу между общим и сверхобщим планом.
Фото сверху от The Weinstein Company
Роберт Ричардсон — один из самых «победоносных» операторов в истории премии «Оскар», он выиграл три премии за лучшую операторскую работу в фильмах «Джон. Ф.Кеннеди», «Авиатор» и «Хранитель времени». Он долговременно сотрудничает с такими режиссёрами, как Мартин Скорсезе, Квентин Тарантино и Оливер Стоун.
Общий план — один из стандартных ракурсов, используемых для кадрирования персонажа. В сегодняшней статье мы изучаем то, как Ричардсон использует общие планы в снятых им фильмах.
Общий план (а также: Дальний план, полный кадр)
Фото: Джанго освобождённый, общий план, The Weinstein Company и Columbia Pictures
Общий план показывает персонажа с головы до ног. Также его называют дальним планом или полным кадром. Этот тип кадра используется для того, чтобы показать зрителю контекст и пространство сцены. Общие планы должны передавать масштаб, расстояние и место.
Фото, представленное выше, — это один из многих прекрасных примеров общего плана из фильма «Джанго освобождённый». В нём Джанго показывают с головы до ног, представляя его в качестве героя фильма. Обратите внимание на фон и на то, как идеально сбалансирован этот кадр. Джанго, возвышается в центре кадра. За ним — внушающее уважение массивное дерево. Включив в сцену трёх женщин слева, Тарантино заполнил «мёртвое» пространство и добавил глубину кадра. То же самое можно сказать и о мужчинах с тележкой справа. Обратите внимание, как листва дерева идеально подводит ваш взгляд к Джанго.
Фото: Авиатор, общий план, Miramax и Warner Bros.
Общий план не всегда так явно представляет персонажа, его также можно использовать для показа объектов, например, самолёта в фильме «Авиатор». Нам предлагается оценить масштаб самолёта и окружения, мы высоко в небе. В этом кадре есть глубина, ведь мы видим второй самолёт, летящий сзади во время сцены с воздушной схваткой.
Фото: Убить Билла, общий план, Miramax
Ричардсон — мастер создания силуэтов, часто использует их на общих планах в своих фильмах. В представленном выше прекрасном фото из фильма «Убить Билла» мы перемещаемся в эту удивительную комнату во время сцены с дракой. Это, и кадры тренировки из второй части фильма, просто поражает.
Все герои стоят на ярко освещённом фоне, и всё наше внимание приковано к их движениям. Цель оператора — показать боевые искусства. Мы не видим лиц и костюмов героев, поэтому сосредоточены на действии. В результате получилось потрясающее изображение, определившее эстетику франшизы.
Фото: Убить Билла 2 , общий план, Miramax
Также Ричардсон использует силуэты, чтобы показать секретность, как в представленном ниже кадре из «Острова проклятых». Обратите внимание, как зловеще выглядит эта сцена. Мы не видим лиц персонажей. Они идеально расположены меж двух колонн и стоят перед оградой из сетки рабицы. Это отличный способ создать атмосферу напряжённости в зрительном зале. Этот общий план заставляет неуютно поёжиться.
Фото: Остров проклятых, общий план, Paramount Pictures.
В этом финальном общем плане из «Хранителя времени» происходит очень многое. Джорджа Мельеса окружает потрясающее количество предметов и деталей, но кадрирование и свет всё равно притягивают наше внимание к нему. Обратите внимание на огромное количество реквизита и персонажей в кадре.
По обеим сторонам от стоп у него по четыре софита, а также два световых прибора на балконе, они освещают его плечи. На заднем плане две статуи, освещённые сзади. И множество зрителей, пришедших на шоу. И при всём это мы смотрим на Мельеса. Общий план может быть очень мощным при правильном кадрировании и освещении.
Фото: Хранитель времени общий план, Paramount Pictures
Сверхобщий план (Сверхдальний план)
Фото: Бесславные ублюдки Сверхобщий план, The Weinstein Company и Universal Pictures
Сверхдальний план — это план, снятый с большого расстояния. Также его часто используют в качестве заявочного плана. Обычно он показывает пейзажи или массивные фасады зданий. Сверхдальний план показывает, что окружает персонажа. Как и общий план, он содержит масштаб, расстояние и местоположение. Если в кадре присутствует персонаж, как правило, он очень уменьшенный. Персонаж — не центральный объект фокусировки, а второстепенный.
В представленном выше фото из фильма «Бесславные ублюдки» нам показывают ферму целиком. Она играет роль в сюжете, мы видим, что прятаться, действительно, некуда. В кадре также фигурируют коровы и постиранное бельё, чтобы заполнить мёртвое пространство между деревьями. Это помогает балансировать дом слева в кадре.
В представленном ниже фото из фильма «Джанго освобождённый» мы видим стандартный сверхдальний план из вестернов. Просторный открытый ландшафт показывает, как далеко они заехали, а горы представляют собой препятствия.
Фото: Джанго Освобождённый, Сверхобщий план , The Weinstein Company и Columbia Pictures
Общий план: делим расстояние пополам
Теперь, когда вы знаете общие правила, напомню, что их иногда можно нарушать. Вы можете кадрировать изображение так, чтобы его крупность была средней между стандартным общим планом и стандартным сверхобщим планом. В кинематографе лучше всего то, что вы можете использовать то, что вокруг вас, чтобы заснять лучшие кадры.
В финальном изображении из «Хранителя времени» молодой Хьюго стоит в центре кадра, но его подавляет тоннель. Он освещён сзади, и мы вряд ли можем разглдяеть его лицо. Это прекрасный пример кадра, по крупности промежуточного между общим планом и сверхобщим.
Фото: Хранитель времени, общий план, Paramount Pictures