https://tvkinoradio....ta-v-formate-4k
Камеры Sony Alpha 7S II
Для съемки концерта в 4K мы использовали Sonyα7S II — на данный момент это одна из топовых камер на рынке беззеркалок. Ее полюбили за высокую светочувствительность, внутриматричный стабилизатор, полнокадровый 4К и возможность использовать EF оптику. Кроме того, в ней можно выбирать режимы S-Log2 или S-Log3, что очень полезно для постобработки изображения. У Sony α7S II есть недостаток в эргономике, но к этому можно привыкнуть. Больше напрягают батарейки с малой емкостью, они очень быстро садятся.
Panasonic Lumix DMC-GH4У этой камеры как раз все в порядке с аккумуляторами и длиной записи, поэтому на концертах я использую ее для съемок общих планов или ставлю на кран. Lumix GH4 я купил с рук в Москве года два назад, когда они только стали появляться. До этого у меня был Lumix GH2, и я хотел сделать апгрейд. Мониторил объявления, нашел самый дешевый вариант, сэкономив тысяч десять. Подвох в том, что это японский Lumix GH4: у него японское меню, и чтобы переключить язык, нужно перепрошить фотоаппарат в официальном сервисном центреPanasonic. Я сначала переживал по этому поводу, но потом включил камеру, взял распечатку меню на русском и спокойно разобрался по картинкам. Тем более что я уже работал с Люмиксом, знаю, где находятся необходимые мне настройки и режимы.
У японской модели оказалось одно существенное преимущество – она может писать видео без временных ограничений, в отличие от европейских Люмиксов, которые могут снимать без стопа только 29 минут 59 секунд. Это связано с особенностями европейского таможенного законодательства – если фотоаппарат может записывать видео дольше 30 минут, то это уже видеокамера, которая облагается иным налогом. Мой рекорд беспрерывной съемки на японский Lumix — 3 часа. Главное, чтобы хватило батарейки и места на флешке. Еще одно преимущество Lumix GH4 — универсальный байонет Micro 4/3. Через переходник на него можно поставить любую оптику: советскую, киношную,Canon, Nikon, Yashika. Конечно, есть и недостатки, например, не очень высокая светочувствительность или высокая цена переходников с поддержкой стаба объектива. Только сейчас стали появляться переходники с управлением диафрагмы, раньше их не было. Но основная причина, отпугивающая многих операторов, это кроп-фактор 2. Все привыкли снимать полный кадр на Canon, хотя киношные камеры типа RED, ARRI или Blackmagic тоже имеют кроп. Я не испытываю с этим проблем, потому что у Люмикса большой выбор неплохой оптики.
Почему DSLR-камеры завоевали популярность у профессионалов сферы видео- и кинопроизводства? Читайте в нашей статье «Камерная революция»: фотоаппараты против видеокамер.
Адаптеры Sony NEX-Canon Metabones Smart Mark IV
Для концертов мы используем кэноновскую оптику, камера Sony + переходник на E-mount — классика жанра, отработанный вариант. Вообще, оптика Canon одна из самых распространенных, у всех операторов в моей команде есть набор кэноновских объективов.
Выбор объектива зависит от точки съемки. 70-200 — самые распространенные объективы, они стояли на двух камерах, работающих под сценой, и на фотоаппарате, снимающим боковой крупный план на ней. Для общего плана я выбрал объектив 24-70. Солиста я снимал на длиннофокусный объектив 100-400, крупный план лучше всего брать из центральной точки, чтобы микрофон не перекрывал его лицо полностью. Боковые камеры на сцене работали на оптике24-70 или 24-105. У Люмикса на кране стоял объектив 12-40, если переводить в фул фрейм, то его фокусное расстояние равняется 26 мм.
Этот монитор мне достался с одного проекта за суточные. Я его использую потому, что он у меня есть. Он уже старенький, главное, что работает. Правда, я все никак не могу его нормально настроить по цветам.
На всех мобильные камеры я выдавал по три батарейки, чтобы было с запасом.
Моя камера была на штативе и питалась от V-mount, потому что на ней стоял крупный объектив с мощным стабилизатором, и камера не должна была выключаться. Для подключения камеры к батарее я использовал v-lock переходник (кабель D-Tap Sony Alpha 7S).
Две камеры я привез из питерского рентала, они сразу шли в комплекте с кейджами, их не вынимают оттуда. Чаще всего эти камеры используются в постановочной работе — на кейдж можно поставить дополнительное оборудование, монитор или пушку. В принципе с этой камерой в кейдже гораздо удобнее работать, и он ее лучше защищает.
Это обычная синхайзеровская петличка, простая и надежная. На нее мы записали небольшое интервью с солистом перед концертом. Но обычно на концерты я не беру петлички и дополнительное оборудование, потому что звук записывают профессиональные звукорежиссеры музыкальной группы. Иногда мы приглашаем на съемки нашего звукорежиссера со своим оборудованием.
Sony пишет видео в формате XAVS 4K только на определенный тип флешек с высокой скоростью записи. Если битрейт ниже, чем нужно, то камера сразу об этом скажет при включении. Поэтому когда я беру в рентале камеры, то проверяю все батарейки и флешки, пока собирают мой комплект техники. Я выставляю режим XAVS 4K, битрейт — 60 Мбит/сек, Picture Profile — Cine 4, и потом форматирую флешку. 64 гигабайт должно хватить на 2 часа 13 мин. SD-карты я беру в питерском рентале, потому что в Москве после концерта мне абсолютно некогда скидывать изображение с девяти камер.
Я предпочитаю работать со штативами фирмы Sachtler, но так как их не было в рентале, мы использовали Manfrotto. Для центральных камер я взял два «тяжелых» штатива, которые мы ставили на аппл-боксы перед звукорежиссерским пультом. Камеры должны находиться выше толпы и устойчиво стоять. Был еще один штатив с нижней растяжкой для камеры, снимавшей сцену сбоку с нижней точки. У остальных пяти операторов —моноподы.
Музыкальная группа изначально попросила кран на 12 метров, но помещение не позволяло поставить такую длинную стрелу, поэтому мы ориентировались на 9 метров. Однако на месте поняли, что 9 метров тоже перебор — мало места и опасно для зрителей, слишком низко работаем. Поэтому мы сделали стрелу четырехметровой. Камеру поместили на трехосевой стабилизатор Ronin. Кран собирали и обслуживали два человека — один работал на стреле, а другой следил за управлением головы.
На постановочных съемках я всегда использую Apple Box. В данном случае я поставил на них центральные камеры, чтобы уровень объективов был гораздо выше зрителей, так как высоты штативов не хватает. Можно сделать специальные помосты партикабли, главное чтоб они были тяжелыми и усиленными. Чтобы камеры не шатались от музыки и вибрации, которую хорошо видно на крупном объективе.