в этой теме - премодерации не будет (пока есть, но это по недоразумению, как только у администрации будет время - исправим)
В этой теме предлагается задавать вопросы и предлагать новые темы для обсуждения.
Всё зависит от вашей активности и заинтересованности: если тема интересна многим - для полезных/интересных вопросов и тем будут создаваться отдельные "ветки".
по техническим причинам пришлось удалить "пробную страницу"
Но хочу, для затравки, скопировать сюда некоторые реплики (сокращённо)
Фотокружок, это отлично! Как раз готовлюсь к фотосессии.
Для начала меня интересует техническая сторона снимка. На ... снимках бывает очень красивая фактура кожи лица. При каком свете это было достигнуто? Светодиодный или галогенный?
Главное! Хочу узнать "тайны" красивой фактуры лица, свет, обработка.
Я все таки предлагаю делать отдельные тематические темы....
Например - "Делаем Портрет", "Тайны красивой фактуры лица! Свет и постобработка!") , Композиция, основы кадрирования ... и т.д. - темы так скажем теоретические ...
Если речь про разбор фотографии .... можно сделать, или каждую в отдельной теме (искать потом удобней), или темы для разбора....
Надеюсь понятно написал. Если лить все в одну, будет каша, найти потом что то сложно, так же как и ориентироваться во всем этом..
"Всегда готов! ". Но у меня всего одна голова (и та - уже стареющая) и две руки. Предлагай, открывай - будем поддерживать интересные темы. Ты модератор и соавтор темы, без твоей помощи фотокружок бы не состоялся.
я бы перенес сюда в отдельную тему:
мои эволюции в использовании фотовспышек и почему я от них отказался
Обязательно перенесём, но хочу дождаться, пока Sego чуть почистит свою тему про вспышки и сразу объединить их.
Если у кого-то есть хороший опыт работы со вспышками - очень прошу написать, пусть не статью, но хотя-бы реплику.
Не хочется, чтобы тема про вспышки была однобокой. Очень многие хорошие фотографы снимают со вспышкой и хотелось бы услышать их тоже
Если честно, я б под страхом расстрела Верендея никогда бы не поставил на премодерацию... ну, просто западло бы мне было
Если "западло": фоткружок - дело добровольное... но у него есть свои правила и модерация в нём будет обязательно, иначе кружок превратится в очередную "избу-флудильню".
Но я предлагаю забыть старые раздоры, начать с "чистого листа" и перенести сюда твои статьи про "9 х16" и "основы фотографии".
Редактировать не буду, при условии, что ты сам их почистишь от взаимных упрёков: читателям не интересны наши "замеры у кого диплом толще".
И, пожалуйста, используй общепринятую фотографическую лексику: твои "новоязные" термины (типа "цетропупизм" и прочая феня) непонятны новым читателям и не приветствуются в фотокружке.
***
Фотокружок - это как минимум хоть какое то постоянство членство в нём и хоть какой то график его посещения.
Spoiler
Ну например среда, в семь вечера мы здесь собираемся и наш руководитель задаёт нам тему, или статью, ну, что ему будет интересно нам сказать.
С условием дальнейшего этого воплощения в художественном плане, в фогорафии. Вон например, как я это помню. Тема занятия - Яйцо. Вот как хочешь, но в картинке должно присутсвовать яйцо.
Понимаете, если это будут обычные здесь разговоры, без обязательных практических фотозанятий, то эт всё будет "как всегда". Слова, слова, слова.
Руководитель кружка... должен ...направлять движение общих мыслей в каком либо направлении. Вот это в моём понимании Фотокружок.
***
vlabinik, Владимр. Помнишь такой анекдот: "... да и сварщик я не настоящий"?
Боюсь мне не по силам ".направлять движение общих мыслей" . Но я готов отвечать на интересующие читателей вопросы - в меру своих сил и знаний.
И... тут такое дело: я понимаю, что не гожусь в "учителя" многим из наших "одно-дивишников" . Многие из вас - вполне сложившиеся фотографы (например -ты).
Поэтому предлагаю учить и помогать новичкам вместе: пиши статьи и рецензии. У нас с тобой разные школы, иногда несовпадающие, поэтом твои статьи будут вдвойне интересны
Я могу тебе со своей стороны предложить например сделать мини фак по CaptureOne,
Коллеги: затрудняюсь ответить! Я считаю, что нужно сразу учить главный рабочий инструмент фотографа ("Фотошоп") и не тратить сил на "обрезанные" программы.
Но если кому-то интересно - можно и про , CaptureOne, только я уже не смогу помочь: ФШ знаю достаточно хорошо, а других прог. не знаю совсем(
Первейшая моя тема, которую могу предложить, это всё те же мои любимые Силовые линии в фотографии и в фотоработе. Если это кому то здесь нужно будет, конкретно сформулирую свои мысли, с фотокартинками
Впереди, чую, гнусная зима, в которую вообще, ни на чём, из дому выходить по вечерам не захочется. Так что до весны теперь я могу быть здесь, пока велосезон не откроется.
Spoiler
Есть Руководитель, один, ты и всё. У нас тогда, ни в одном фотоклубе Нижнего Новгорода, даже и понятия не было ни о какой демократии.
Не нравится тебе этот руководитель, организуй свой общество, никто не против.
Статью про "Силовые линии" жду с нетерпением !
Про "гнусную зиму" - я тоже сам себя выгнал на пенсию, (оставил лишь двух постоянных клиентов и до апреля - абсолютно свободен: свободен от работы и от денег )
За то, что я спрятал под спойлер (в твоей реплике) - отдельное спасибо :-) Нелегко брать на себя ответственность без поддержки коллектива)))
***
Коллеги, меня не будет здесь до второй половины дня, часов до 18.
"Первейшая моя тема, которую могу предложить, это всё те же мои любимые Силовые линии в фотографии и в фотоработе. Если это кому то здесь нужно будет, конкретно сформулирую свои мысли, с фотокартинками"
Покупая камеру на вторичном, всегда встает вопрос ее состояния. Основной тех. параметр "старости" - число срабатываний механического затвора. Производители дают от 100к до 600к. Как проверить. На сайт - https://www.camerashuttercount.com нужно загрузить файл jpeg или raw снятый камерой, без обработки. Результат моментально будет показан. Список поддерживаемых камер есть на сайте.
Где то тов. Верендеев (руководитель) +), писал-советовал Олегу Тайге завести записную книжку фотографа. Я за!
Предлагаю. )
Создать тему - " Записная книжка фотографа", тема закрытая, прикрепленная. Где собирать короткие (в одном-двух предложениях) правила, что собственно и предлагал д.Вова Тайге!
Предлагаю Здесь собрать черновик "Записной книжки юного фотографа"
Держи камеру всегда готовой к съёмке. (аккумуляторы заряжены на 100%, на карте достаточно места) Вдруг у тебя во дворе приземлится НЛО, а у тебя "батарейки сели"
Держи камеру в кофре и (для меня актуально) в недоступном для детей месте
... продолжайте, потом суммируем вместе
Spoiler
ИМХО! тема - баланс яркостей. Распределение света в кадре, на лице. Именно баланс скорее - контраст яркостей дает точки внимания, а также объемность кадра. Кто не видит баланса яркостей - тот не видит свет. Как только глаз начинает видеть баланс, мне больше нравится контраст яркостей, тогда он видит свет. именно яркость , мощность света позволяет выделять один объект и прятать другой.
Александр, я не учитель русского и литературы, но прошу писать понятнее/яснее, мне пришлось дважды прочесть, чтобы понять: то ли это крик души, то ли предложение создать тему)))
Можно подредактирую ваш пост?
Перелагаю создать тему: "баланс яркостей".
В теме обсудить:
Распределение света в кадре и на лице.
Именно баланс (скорее - контраст яркостей) дает точки внимания, а также объемность кадра.
Кто не видит баланса яркостей - тот не видит свет (спорно, но пусть) .
По поводу последней фразы,
Spoiler
я специально позвал Юлю и потом Асю . (проверить: может я дурак и не могу понять простые вещи).. Они тоже не смогли расшифровать, что ты хотел сказать в этой фразе:
Как только глаз начинает видеть баланс, мне больше нравится контраст яркостей, тогда он видит свет. именно яркость , мощность света позволяет выделять один объект и прятать другой.
Сложносочиненные и сложноподчинённые предложения при одном неправильном спряжении или при пропущенной запятой - теряют смысл. ("казнить нельзя помиловать").
Чтобы не создавать "сложностей перевода", предлагаю писать кроткими фразами. Через точки)))
Про пунктуацию :
если обойтись без телепатии, то твой текст переводится так:
Как только глаз начинает видеть баланс, мне больше нравится контраст яркостей : пока глаз не увидит баланс - мне контраст яркостей не нравится.
, тогда он видит свет. именно яркость - местоимение "он ", вероятно, относится к слову "глаз", но при таком сложном предложении получается ,что "контраст яркостей видит свет"...
PS пришла Юлька, наорала на меня и сказала: "Здесь 4 разных предложения. И нечего играть в Фолкнера, у которого одно предложение растягивается на полторы страницы".
1. Рисующий - напрвлять прямо по лицу, не "сбоков", чуть сверху, что бы не возникали всякие лишние тени от носа, под глазами, от "складок у пожилых", так?
Расстояние до объекта и размер софт бокса .....
2.Заполняющий. Как понимаю, он должен быть рассеивающим сильно. На схеме, как понял, - отражатель, в него свет, чуть в потолок - так?
Расстояние до объекта
3.Моделирующий - его назначение? Чем отличается от контрового? Чего он моделировать обязан? Обязательно зонт, т.е. такое
"Рассеивание" должно быть? Софот бокс там подойдет? Мощность и расстояние до объекта.
4.Контровой - он не рассеивающий? Что за прибор? Подойдет светодиодный ? Насколько мощный? Где располагать - обязательно сверху? Расстояние до объекта...
5. Расстояние "объект-фон".
6. Фон белый. Это обязательно? Если черный? Что лучше.... Если белый - он отражает, ты это учитываешь ?
Володь, если можно подробно, мне не к спеху, и потом это все в фотокружок. Это важно.
пс Если тебе мои вопросы покажутся наивными и глупыми, не обращай внимания, можешь в свою седую бороду тихонько посмеяться, разрешаю!...
Если тебе мои вопросы покажутся наивными и глупыми
Если бы мне вопросы казались глупыми, то мне не место в "учителях" )))
Если непонятно, значит я плохо объясняю..
То фото - неудачное, из-за телеоптики кажется, что рисунок стоит близко к камере..
Сделал новые фотки "схемы света" и результат. Так понятнее?
Про расстояние от софт-бокса до лица. Вчера подслушал у одного фотографа:
"Я платил деньги за большой софтбокс, а если отодвину его далеко, он будет маленьким"
Чем ближе софтбокс к лицу - тем лучше .
Нужно понять простую вещь: Возьмём Софтбокс размером 1х1 м.
на расстоянии 1 метр от лица - это "большой софтбокс"
на расстоянии 2 метра от лица - уже "средний софтбокс"
на расстоянии 4 метра от лица - это уже не софтбокс, а "матовая лампочка"
И ещё нужно понимать: эта схема - для поворота лица в строну рисующего света (можно фронтально фронтально)
НО если повернуть модель в другую сторону, свет "сломается" . Он станет не то, чтобы "неправильным", но совершенно другим. И уже не таким "беспроигрышным"
моё неформальное правило: "нос всегда в сторону света"
Статью напишу позже, пока фотки (буду добавлять тексты и рисунки в течение дня, ночью перенесу в статью)
Отличие контрового от моделируещего - очень тонкое, они похожи (и если чуть переместить точку съёмки или поворот модели - то моделирующий может стать контровым и наоборот)
Но утрировано так:
Контровой - строго сзади, создаёт светлый контур. Светит на волосы и плечи. Обычно сзади, строго над головой. (или спрятан за головой)
Моделирующий - моделирует объём. Тоже сзади, но чуть сбоку. Попадает на щёку (но не попадает на нос) и создаёт светлый блик на щеке - на теневой стороне (с другой стороны от рисунка).
Обычно моделирующий намного слабее и контрового и рисунка. (на примере он слишком сильный, спешил. Найду позже пример получше)..
Примеры
Spoiler
Точка съёмки - там где табуретка, в дверном проёме
***
Если ты не забудешь слово "потолок" - снижу оценку в четверти . Свет в потолок: это взять вино (дорогое и с тонким букетом) и добавить в него 100 грамм спирта.
Но..., ты ж меня в знаешь, я настойчивый, на неделе я все таки выкрою на хороший комплект света (постараюсь, если опять не крякнет авто с компом и не случится что то .....), галогенные и шпарные лампы, он приедет, вот тогда вопросы настоящие и начнуться, я конечно постараюсь выполнить не данное мной обещание, по поводу "сделаешь точно так"! (а дать такое я не мог, т.к. не имею пока того, что бы сделать и соответственно возможность дать обещание
- это в стиле известного поста нашего друга!)
Не получится у меня теоритически рассуждать. да и не надо.
Надеюсь, твоя статья по свету уже будет и будет мной всесторонне изучена!
По поводу покупки. Посмотри на картинку: это "строительный" осветительный прибор, стоит копейки (1000 руб) и двух таких приборов достаточно для съёмки хороших портретов (и не только)
Если ест денег чуть больше - купи приборы Lowel-tota они вообще классные (компактные и мощные)
Spoiler
как цены взлетели!
Когда появились светодиодные, цена на галогенки упала до мизера, "на вес" продавали, а сейчас влетели выше, чем были 5 лет назд
Lowel tota за 15 тыс я бы не купил, их цена была 6 тыс
Рашап, как - то отрицательно ко всем этим строительным приборам относится. Он в основном дедолайтом снимает. Я у него спрашивал насчет качества света - ответ был отрицательный.Хочется, конечно хороший постоянный свет иметь, но... но...((((( кусается...((((
Рашап - хороший человек (вероятно) и если он придёт к нам в фотокружок и расскажет/напишет статью: "Почему нельзя снимать со строительными приборами" , мы будем рады. Выслушаем и (возможно) поверим.
Степных - хороший человек (без "вероятно", просто хороший) и когда он напишет такую статью и проиллюстрирует её своими фотографиями, мы ему поверим (поверим больше, чем Рашапу).
Но слова Степных, что он слыхал, что Рашап не любит строительные приборы - нам в фотокружке не интересны. Мы верим не словам, но фотографиям.
Сравнивать "строительные приборы" можно с приборами "Lowel Tota". Но сравнивать их с "дедолайтами" - это "сравнивать тёплое с мягким". Это два разных типа: один "мощный заливающий", второй - "точечный линзовый".
(поэтому спрячу твоё спорное утверждение под спойлер. Не удалю, а "уберу из центра внимания").
Верендеев (я), утверждаю, что все моделигалогенного "заливающего" света отличаются друг от друга только внешним видом, мощностью лампы, весом и размером.
И готов подтвердить экспериментально: у меня есть 2 прибора "Lowel Tota" и несколько штук "строительных" . Готов снять портреты в идентичных условиях (с одной схемой света, с одной моделью) но используя по очереди те и другие приборы.
Тому, кто сможет определить где какой и доказать объяснить почему "тот" хорош, а "этот" - плох - приз! (купон на одно "неопровергаемое утверждение").
***
не хотел усложнять статью, но придётся.
В "строительных" приборах я обычно (не всегда) заменяю китайские "no name" лампы, на лампы "osram"
Spoiler
а если ест возможность, на советские КГ 220 - 500. Они лучше, ярче и долговечнее. Это подтвердит любой осветитель... со опытом работы не менее 20 лет. Причём не только российский осветитель.
Чем отличаются "no name" лампы от ламп "osram"? НЕ качеством света, а лишь КПД и цветовой температурой. НО при разной цветовой температуре спектральный состав и них у всех ровный, без "пиков и провалов".
Говорить о разнице в "качестве света" у "галогенных заполняющих" приборов - смешно и непрофессионально. Все приборы с "нитью накаливания" дают одинаково хороший, ровный спектр. (он может быть разным по мощности и цветовой температуре, но всегда - "ровный").
PS Но можно и нужно говорить о разнице в "качестве света" у светодиодных, энергосберегающих, люминесцентных e.t.c. ламп..
я говорил про качества света - не про жесткость или размер источника. НО я здесь спорить не могу, просто верю на слово. под качеством света имеется в виду как правил,о частота мерцания и спектр по CRI, чем больше CRI- тем свет лучше считается.
я очень хочу видеть в фотокружке разные точки зрения!
... если бы ты написал статью типа "кто назначил Верендея "руководителем" фотокружка/???" или : "не западло ли нам учиться у Верендея?" и там разгромить мой "цетропупизм", "промышленный формат 16:9", "желтуху в цвете лиц"
и все остальные твои претензии ко мне. Это было бы очень полезно!!!
Обещаю (там) не огрызаться, не "опускать" тебя, не переходить на личности и вообще - не буду эту статью комментировать и попрошу Sego (моего "сообщника") тоже не вмешиваться :-)
Готов даже подыграть и предоставить тебе мои худшие фотографии.
Обещаю её опубликовать в фотокружке (и если она найдёт одобрение масс - даже прикрепить её в топе)
Единственная просьба: обоснованность: "вот это фото Верендея - плохое, потому что..." А вот это фото (другого автора) - хорошее" (бери любое из инета, похожее по содержанию) ...
Spoiler
Просьба не ссылаться на: "нашего фотографа с записью в трудовой книжке: фотограф 1-категории" , не писать "ну вы же согласитесь, что..."(без объяснений почему мы должны с этим согласиться) и, главное, не притягивать в "авторитеты" участников нашего форума без их на то согласия! (можно устного, не письменного )
Когда ты пишешь "а почему не выбрали Смака, с его успешным бизнесом и опытом и т.п...." ты этим не обижаешь меня, но подставляешь его.
Я очень хорошо отношусь к Игорю, честно! Но ты спроси у него, готов ли он быть "противовесом" и аргументом в пользу твоих высказываний?
Эта просьба (написать статью) не стёб, не сарказм, не попытка "опустить" (и не "заигрывание в попытке примирения")
Я хочу услышать твоё мнение ! Пусть даже в формате спора!
Spoiler
Ты часто горишь правильные вещи... но в неправильной форме)))
Ты часто горишь правильные вещи... но в неправильной форме)))
Меня прямо на смех пробило, уж твоя форма общения настолько правильная.... уф, пойду водички попью, рассмешил)
Меня, конечно, взорвала премодерация нескольких тем. Поставить себя цензором ты ж запросил, а не Вася Пупкин ) Поэтому и написал, что никогда бы не стал проверять твои посты перед опубликованием, принимать решение пускать-не пускать твои посты в печать, тип западло )
Интересная форма общения настала - по ФИО ). Верендеев Владимир Васильевич..... ой, хорошо утро начинать со смеха.
Когда чего писать (статьи, форумские стихи) не проси пож. меня.
Полюбасу, ты привносишь движуху на Форум, это хорошо. И мысль интересная - писать Форумчанам статьи...
Я лично не возражаю, и построже ко всем, не взирая на чины и регалии. Не надо выяснять причины, бан и все. Никакой демократии, я за порядок. Это как из-за одного, двух оболтусов страдает весь класс, который хочет учится!
...Не взирая на чины. Помнишь о той книге, когда всем людям, выбравшим какого-то начальника, раздавали по кнопке, и браслет на шее. Только так! Злой я стал на пенсии, мне бы модератором... шучу....)))))
Помнишь о той книге, когда всем людям, выбравшим какого-то начальника, раздавали по кнопке, и браслет на шее.
Ты, похоже, "правила кружка" не читал? (это совсем не обязательно) но тогда вдвойне прикольно, что подумали об одном и том-же!!!
Я там написал
Spoiler
В романе Роберта Шекли «Билет на планету Транай» чиновникам (модераторам) на шею вешали «ожерелье власти», но в это ожерелье была заложена взрывчатка, и если избиратели нажимали кнопку «я недоволен» - оно взрывалось.
"Первейшая моя тема, которую могу предложить, это всё те же мои любимые Силовые линии в фотографии и в фотоработе. Если это кому то здесь нужно будет, конкретно сформулирую свои мысли, с фотокартинками"
Verendey
"Статью про "Силовые линии" жду с нетерпением !"
... я тоже
... и желательно с азов
... я вообще не понимаю ЧТО это и с чем их "едят"
Никса, вопрос услышал и не спешу с ответом. Для меня это серьёзно и пустых, незаконченных слов не хочется. Плюс ещё два момента. Моё посещение Фотокружка возможно только раз в день, рабочий день, в обед.
Да и слово "статья" от Руководителя кружка меня чтот испугало. То есть к этому хочу, надо, отнестись серьёзно.
Но я всяко свою теорию и взгляд на этот вопрос выложу здесь. Потому что, вообщел не ожидал такого интереса. Думал, что это вам всем известно.
Даже не знаю как сформулировать название темы? "Фотографирование в сумерках"? Короче все об особенностях вечерних или утренних съемок.
...Вышел сегодня на улицу, и при фонарях начал снимать двор. ISO поставил 6500, но даже это не сильно помогло. Для нормальной экспозиции при таком ISO, диафрагму пришлось открыть до f/3.2, а выдержку увеличить до 1/60. Понятно, при таких цифрах ничего путного не получится. А что делать? Штатив? Дистанционный пульт? Говорить легко...
Даже не знаю как сформулировать название темы? "Фотографирование в сумерках"? Короче все об особенностях вечерних или утренних съемок.
...Вышел сегодня на улицу, и при фонарях начал снимать двор. ISO поставил 6500, но даже это не сильно помогло. Для нормальной экспозиции при таком ISO, диафрагму пришлось открыть до f/3.2, а выдержку увеличить до 1/60. Понятно, при таких цифрах ничего путного не получится. А что делать? Штатив? Дистанционный пульт? Говорить легко...
да, штатив, тросик, предварительное поднятие зеркала, и что тут тяжелого? Причем, чем длиннее выдержка, утяжелять штатив. По экранчику можешь подбирать экспозицию менять ИСО и выдержку. и смотреть на гистограмму или бегунок, нового вряд ли кто придумает.
п.3 Отрегулируйте экспозицию. Если ваш фотоснимок немного недоэкспонирован или слегка передержан, используйте ползунок Exposure (Экспозиция), чтобы сделать его темнее или светлее.
Да х его знает? Может я хочу от него невозможного? При недоэкспонированном кадре в сумерках или при сильном недостатке света ползунок экспозиции дает сильное зерно. Может лучше сразу, прямо при съемке, довести экспозицию до нормальной значением ISO? Как лучше, программно потом? Или сразу, при съемке? Может кто уже задавался таким вопросом?
Снимать двор или улицу на диафрагме 1.0? Вот 2.8! Короче придется экспериментировать! Снимать в полумраке, это мой очередной бзик.
Может лучше сразу, прямо при съемке, довести экспозицию до нормальной значением ISO?
Я делаю в таких так, ставлю максимально рабочее исо свое (от 2500 до 3200), а потом все остальное, по сути ГРИП такой здесь не нужен, прикрываешь диафрагму, и подбираешь выдержку. В твоем выше варианте 5,6 1/50 1/40 было бы самый то.
Да х его знает? Может я хочу от него невозможного? При недоэкспонированном кадре в сумерках или при сильном недостатке света ползунок экспозиции дает сильное зерно. Может лучше сразу, прямо при съемке, довести экспозицию до нормальной значением ISO? Как лучше, программно потом? Или сразу, при съемке? Может кто уже задавался таким вопросом?
Снимать двор или улицу на диафрагме 1.0? Вот 2.8! Короче придется экспериментировать! Снимать в полумраке, это мой очередной бзик.
Я задавался в теме практика и теория)))))) Верендей ответил - поднимать, подстраивать ИСО сразу. Снимать в полумраке - правильное решение, НО, при открытой диафрагме должен быть главный объект! Если общий вид, то диафрагму зажимать.
Вот спасибо. Появилась какая-то ясность в темном царстве...)
Я делаю в таких так, ставлю максимально рабочее исо свое (от 2500 до 3200), а потом все остальное, по сути ГРИП такой здесь не нужен, прикрываешь диафрагму, и подбираешь выдержку. В твоем выше варианте 5,6 1/50 1/40 было бы самый то.
По логике я так и делаю. Хотя там во дворе было еще темнее, ISO 6400; f/2.8 1/125.
...Правильно. Надо открывать диафрагму и фокусироваться на главном объекте.
А как же снятая мной улица? Где тут главный объект. Где тут фокусироваться? ...Я фокусировался на плитке в 3-х метрах от себя.
Вот спасибо. Появилась какая-то ясность в темном царстве...)
По логике я так и делаю. Хотя там во дворе было еще темнее, ISO 6400; f/2.8 1/125.
...Правильно. Надо открывать диафрагму и фокусироваться на главном объекте.
А как же снятая мной улица? Где тут главный объект. Где тут фокусироваться? ...Я фокусировался на плитке в 3-х метрах от себя.
Главный объект - все окружение.Либо наводишь фокус на точку гиперфокала, либо F11-F16 и наводишь на середину пространства от тебя до горизонта. Но можно на 4м- 6 м , кажется тут где - то находится точка гиперфокального фокуса. Или - не заморачиваться - на середину пространства от тебя до горизонта, тоже подойдет.
________________________________________________
Серег, второе фото понравилось, контровой хорошо высвечивает фигуры - здорово!