Портретный свет. Урок 1. Рисующий (мягкий) свет
.
Сначала о терминах, чтобы не путаться…
Портретный свет можно разделить на 4 основных типа (рисующий, моделирующий, контровой и заполняющий)
· Рисующий свет. Это любой свет, создающий на лице рисунок из света и тени.
Набрав в поисковике «портреты с рисующим светом», вы увидите тысячи примеров.
Ну, или один мой пример:
Рисующий свет может быть жёстким или мягким.
Жесткий рисующий: где тени имеют резкую границу, чаще всего тени значительно темнее светов (светлых участков). Например, прямой солнечный свет, свет от лампы или вспышки без рассеивателя.
примеры: (Жесткий рисующий)
)
Мягкий рисующий: свет от окна, свет на улице без солнца (в тени или в пасмурную погоду), свет от софтбокса или осветительного зонта.
Но нужно помнить, что главное значение имеет относительная площадь источника света: зонт диаметром 1 метр при расстоянии от лица 1-1,5 метра – это мягкий свет, но если поставить тот же зонт на расстоянии 3-4 метра от лица – это уже не мягкий, а полужесткий свет J
Пример: (с сайта http://35photo.ru. Авторов проставлю позже... а если кто поможет определить через "поиск по фото" - буду признателен)
а это мой " рисующий" ("полу-жёсткий" )
· Бестеневой свет («заполняющий»). Света без тени не бывает, но если тени очень мягкие, совсем незаметные - такой свет называют бестеневым.
Чтобы свет стал бестеневым - он должен быть рассеянным, со всех сторон, без «явно выраженных» источников света.
(Если поставить две «жесткие» лампочки или вспышки без рассеивателей с двух сторон от камеры – это не будет «бестеневым светом». Будут, пусть едва заметные, две тени от носа с обеих сторон.)
Как получить бестеневой свет?
Например, на улице под навесом: источником света будет небо (и его «относительная площадь» велика, свет падает со всех сторон). Почему под навесом? Свет от неба падает сверху и под глазницами всё равно будут тени, а снимая под навесом мы «отсекаем свет сверху» и получаем свет, падающей на лицо под прямым углом. (фотографы используют в качестве «навеса» - отражатель: кто-то держит его над головой модели, перекрывая свет сверху»
Пример: (снято на открытой веранде)
Бестеневой свет в помещении или в студии:
«бытовой пример»: если фотограф встанет вплотную спиной к большому окну (по центру), а модель в 1 метре от него: получим почти бестеневой свет. Но если модель отойдёт на 2 метра вглубь комнаты, это будет уже не бестеневой свет.
Или: на большую белую стену (2.5х4 м) с двух сторон светят два прибора (свет отражается от стены), фотограф стоит вплотную к стене (по центру), а модель в метре от него – получаем бестеневой свет.
Пример:
Теперь о «студийном» бестеневом свете: если поставить с двух сторон два больших («ростовых») софтбокса (на расстоянии не более метра от лица) – получим бестеневой свет. Также есть специальные осветительные устройства:
Световое кольцо вокруг объектива (http://35photo.ru/photos_series/1202/1202785.jpg)
Есть и отражатель с отверстием по центру для объектива…
Вот ещё несколько примеров бестеневого света:
http://photos.lifeisphoto.ru/181/2/1812820.jpg
http://www.progimp.ru/i/articles/upload/2013/06/1585/22.png
http://fsh1.by/wp-content/uploads/2013/04/EXBY1635.jpg
Надоело о бестеневом свете, я его не слишком жалую J
Контровой свет.
Сзади за моделью или сзади-сверху. Создаёт контур на волосах и плечах, не попадет на лицо.
Моделирующий свет.
Тоже сзади, но сбоку, на уровне лица (обычно с теневой, противоположной от рисунка стороны).
Попадет на щёку, НО не попадает на нос (иначе нос «ломается»).
Делается обычно очень слабым прибором с зонтом или отражателем без прибора. Обычно он очень слабый, на уровне «намёка на свет»
Пример:
Но бывает и сильным (не все лица «держат» такой свет) Пример
5. Фоновой свет (подсветка фона) -
Переходим к мягкому рисующему свету, к практическим занятиям.
Лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать, и я сегодня снял иллюстрации.
Обычно для таких целей снимают "неподвижную" модель, но мои взрослые "модели" приболели и снимал Сеню. А он никак не хотел сидеть с каменным лицом...
это "контрольки" ("иконки" исходных кадров)
Пример 1: Зонт (диаметр1 метр) прямо над объективом. От зонта до модели ~ 1.5 метра. Меня в кадре нет, но я снимал просунув объектив вплотную к зонту, снизу.
Результат:
На втором кадре включил моделирующий (чтобы рассказать и о нём) ...
Не уверен, что "холодный" по цвету моделирующий тут нужен, но я снимаю "под обработку" и в финальном варианте лицо будет более оранжевым, а моделирующий - менее насыщенным и уйдём в сторону "teal" (цвет морской волны) и получится беспроигрышный teal&orange
Вот кадр после обработки:
Пример 2: Зонт под углом 45 °
Результат:
Пример 3: зонт под углом 90°
В кадре моя жена Юлечка - "держит взгляд" ребёнка с помощью мультика на планшете :-)
получился не самый лучший свет
Но стоило нос повернуть в сторону света и уже поинтереснее стало ... если бы ещё чуть повернуть, но «модель» уже устал и не слушался)))
Пример 4, «сомнительный»
Зонт сзади, под углом 135°
Результат – «на любителя», но если повернуть голову налево, то тоже будет неплохо. Это уже скорее не рисунок, а два моделирующих. С таким светом часто НЮ снимают.
Пример 5: если у вас нет зонта - можно использовать отражатель
~ 45 ° Выключил синий светодиодник, включил настольную лампу (5вт)
результат: (отражатель далековато и свет стал жёстче )
Пример 6: если нет и отражателя
Направил свет на светлую стену, причём не белая, а светло-зелёная стена… на контрольках видно, что ББ «поплыл», но из RAW исправилось одним кликом пипетки.
результат (кстати, свет тоже вполне портретный… и уж точно – самый мягкий из всех J )
После этого кадра "модель" Сеня так жалобно сказал: «Вова-а! Не хочу, пусти» и я, растроганный, что он так хорошо построил фразу - прекратил съёмку…
PS Я бы предложил участникам кружка принять эти тесты как «домашнее задание», повторить эти схемы света и показать в комментариях.
… желательно без «отсебятины»: 1.5 м от зонта – это полтора, а не 3. И лишних дополнительных приборов пока не нужно. Заменить свет на вспышку - без проблем, но будет сложнее, предупреждаю. Вспышки требуют навыков и немного интуииции: ты не видишь во время установки света баланса светов и теней
Можно и отсебятину сделать, но после выполнения «обязательной программы». Обещаю написать рецензии/разборы ваших фото …
PPS Для Sego: куклы не принимаются J нет модели? Поставь фотик на штатив и снимай автоспуском.
Вопросы – приветствуются, комментарии – тоже.
Но неаргументированные споры и возражения, типа: «я считаю, что нужно было сделать по-другому…» - считаешь? Сними и покажи!
Но давать «вредные советы» в нашем фотокружке не принято
С уважением, ваш «РуФоКруж» Владимир Верендеев J
video007.ru
Сообщение отредактировано Verendey: 25 дек 2017 - 02:56