Автор "nixa"
Каждый, кто занимается или занимался фотографией, замечал:
Состоятельность фото зависит не только от технических характеристик (экспозиция, ГРИП, боке, резкость и т.д.), но так-же и от расположения "объектов" на поле кадра.
Сравните эти две фото :
автор к сожалению неизвестен.
какое из них более "приятно для глаз"? Почему?
Оказывается для комфортного восприятия картинки необходимо, чтобы "значимые объекты" распологались в определённых местах кадра.
Как определить эти места?
Для этого существует несколько правил.
Мы рассмотрим три из них и четвёртое просто упомянем : "Правило третей", "Золотое сечение", "Вписанный треугольник" и "Спираль"
"Правило третей " самое простое, по построению.
правило:
всё поле кадра делится на три равнозначные части двумя горизонтальными линиями и двумя вертикальными линиями
Точки, в которых линии пересекаются, рассматриваются как ключевые области для главных объектов в кадре. Лучшая точка для расположения объекта съемки — примерно 1/3 от горизонтальной или вертикальной границы кадра. Расположение важных объектов в этих зрительных точках выглядит естественно и притягивает внимание зрителя.
Попробуйте применить "правило третей" к нашим картинкам выше.
На первом фото модель находится на левых ключевых точках, а на втором фото в ключевых точках - только шлейф.
Поэтому компановка первого кадра смотрится более выгодно.
Следующее правило построения композиции - "Золотое сечение"
оно строится следующим образом:
возьмём два отрезка, на одной прямой А-Б и Б-С такой длинны, что бы отношение длинн отрезков АБ к БС было равно отношению отрезков АС к АБ
и в этих точках проводим перпендикулярные линии равной длинне отрезка АБ.
Соединяем вершины этих линий - получаем такой прямоугольник
Делаем зеркальную копию слоя относительно вертикали и получаем следующий многоугольник
далее я схитрю (дабы сэкономит ваше и своё время) и лишь скажу, что строим горизонтальные линии с аналогичным соотношением и на пересечении этих линий получаем ключевые области для главных объектов в кадре.
Проводим диагонали и получаем нечто подобное "правилу третей", но с другими пропорциями
Для получения удачного кадра располагайте "значимые объекты" в узловых точках либо вблизи "внутренних линий".
Например линию горизонта рекомендуется располагать на одной из горизонтальных линий (в зависимости от того, на чём необходими "сделать акцент")
"Линии перспективы", рекомендуется располагать по возможности параллельно диагоналям.
Следующий метод: "Спираль"
Ввиду сложности его построения и применения, я приведу лишь пример, который видел в одной из тем
Кстати "спираль" прекрасно вписывается в"золотое сечение", да, собственно, она и является его составной частью.
Ну и последний метод построения композиции "Вписанный треугольник"
Берём квадрат и проводим внутри него диагональ
"Опускаем" диагональ на нижнее ребро квадрата, сохраняя его длинну
достраиваем фигуру до прямоугольника и "рисуем" ещё одну диагональ.
Убираем среднюю вертикаль и получаем треугольник вписанный в прямоугольник
При построении композиции располагайте "значимые объекты" или группы объектов, внутри полученных треугольников, а "линии перспективы" параллельно одной из наклонных линий и кадр будет смотрибельным. (фигуру можно поворачивать "зеркально" как относительно горизонтали, так относительно и вертикали)
Теперь попробуем взять любую понравившуюся картинку и поверить её одним из методов:
Alex Nickel
Alex Nickel
Alex Nickel
Следующее задание:
возьмите фото, которое по композиции не очень интересное и сделайте его "смотрибельным" с помощью одного из правил.
Например беру бытофото
применим к нему "правило третЕй"
"золотое сечение"
"вписанный треугольник"
Картинка немного "потеряла" из-за срезанной ветки в ПВУ, но в каждом случае "акцент проявляется поразному""
по крайней мере - я так думаю!
Кстати, правила можно создавать самому
вот, как пример:
фигура получена из двух "вписанных треугольников"
и применим её к фото А. Кеззина
.................................................................................................
Я знаю Фотографов, которые заявляют:
- "Эти правила для начинающих, но не для меня!"
Но даже они, сами того не подозревая, "строят" композицию именно по правилам.
Потому, что они стремятся снять красиво, а правила "написаны" самой красотой.
Я рекомендую эти правила как полезные инструменты для создания динамичных и интересных изображений. Но, как и в случае с любой творческой деятельностью, их следует воспринимать как предложения, а не как строгую догму.
Именно понимая теорию, лежащую в основе данных правил, вы можете порой создать удивительные изображения, умышленно нарушая их.
"водитель не думает какой ногой и на какую педаль нажимать - он просто едет".
nixa.
Edited by Verendey, 25 Dec 2017 - 20:35.