Немного истории: "статья" написана в 2014 году. для сайта Фотожизнь
Это не научная статья, скорее просто реплика на тему...
Почему горизонтальный кадр?
Мне часто задают вопрос: "почему ты чаще снимаешь горизонтальные кадры?", "почему отторгаешь классические каноны"? («у Рафаэля и Тициана все портреты вертикальные»).
Уже устал отвечать и решил написать «универсальный ответ»:
Начну издалека: вот я, например, слушаю (в основном) классическую музыку: почему 95% людей отторгает классические каноны? и слушает попсу, рок, джаз, шансон? Потому что Мир развивается и у каждого поколения - новые вкусы.
А "классические каноны" остаются для 5% эстетов (или снобов). (для меня - классическая музыка, для кого-то - вертикальный формат... для эстетов и для «креаклов» с айфонами :-)…
…давно интересуюсь психологией восприятия, в частности - изображения. Почитываю книги на эту тему, наблюдаю за... собой и людьми. И уверен, что горизонтальный кадр - наиболее удобен для восприятия человеком. Вертикальный кадр имеет (для меня) теоретическое право на существование, но только, как часть интерьера (холсты Рафаэля, висящие в палаццо между колоннами) или как... картинка для айфона.
Я - прагматик: 99% зрителей смотрят фотографии на мониторах. Вертикальный кадр будет в лучшем случае с черными полями по краям, но чаще - с анимированными окошками рекламы вокруг. Это убивает восприятие фотографии. Уж лучше я заполню это пространство хотя бы продуманной пустотой.
Spoiler
PS Я устал отвечать на «циклические» вопросы «диванных фотокритиков», но поневоле продолжаю думать на эту тему…
Возьмём пример - моё старое фото: тогда, в 1980 году, снял вертикально... фото имело некоторый успех, печаталось во многих журналах и т.п., но сейчас я бы снял это фото по другому.
Да, для этого нужно больше усилий и ... опыта/таланта, чтобы вписать вертикальную, (по сути) композицию в горизонтальный кадр... но оба варианта имеют права на жизнь...
Сделал наспех эскиз, как я снял бы сейчас:
комментарии:
Юрий Перетягин (3 октября 2014 в 19:56)
Согласен. Но разве только с тем, что большинство мониторов имеет отношение сторон 16/9. Желая показать снимок в наиболее выгодном свете на экране монитора, сложно обойти этот аспект.
В свою очередь я чаще делаю снимки для печати на А4. Соответственно, здесь 16/9 даже не рассматривается. Вертикаль или горизонталь тоже не имеют решающего значения. Иногда делаю снимки специально для просмотра на своей Нокии (800/352). Хочется смотреть на весь экран, и снимок изначально приходится компоновать под ситуацию. Попытка просто обрезать посильнее 16/9 не пройдёт.
Да и быть частью интерьера, или цветного журнала для фотоснимка совсем не чуждо.
Т.е. мне кажется, что соотношение сторон во многом влияет на восприятие фотоснимка, но говорить о том, что какое-то кадрирование наиболее выигрышно - это не верно. Да, никто не отменял личных предпочтений, (и тут не поспоришь), плюс много лет работы с видео вполне могли повлиять на восприятие горизонтального кадра ближе к сердцу.
ЗЫ: Пишу с дивана).
epsilon-delta (6 октября 2014 в 17:47)
Кадрирование по моему скромному мнению зависит от того, что ты хочешь показать. В первом случае у тебя "пейзаж" с Казаковым, в котором он король, а во втором: портрет человека Казакова - две разные истории. Ты чего хотел то?))
Сообщение отредактировано Verendey: 27 дек 2017 - 07:55