Опять спорная темка )
До сего времени думал, что мягкорисующие объективы, рисуют так каким-то особым просветлением оптики, нанесением там чего-то...
ТУТ с удивлением прочел, что
Софт-объектив характеризуется не полностью исправленными аберрациями. Чаще всего это сферическая аберрация, при которой сохраняется симметрия световых пучков, что позволяет использовать софт-эффект как с черно-белыми, так и с цветными фотоматериалами.
ну, понятно, что зависит такая мягкость и от диафрагмы.
Сферические аберрации образуются в связи с тем, что из-за кривизны линзы лучи света, проходящие через центр и через периферию линзы, фокусируются на различном расстоянии от плоскости фокусировки. Сферическую аберрацию можно уменьшать за счет диафрагмирования, то есть отсечения удаленных от центра участков линзы, поэтому софт-эффект объектива зависит от значения диафрагмы. Как правило, при F8 эффект полностью исчезает. Такие объективы применяются фотографами и фотохудожниками в портретной съёмке для создания спецэффектов, окутывая объект съемки романтическим ореолом и игнорируя мелкие детали.
То есть мягкость, снижение четкости, разрешающей способности объектива, достигается специальным ухудшением картинки - сферическими аберрациями.
Ого, думаю...
потом почесал в затылке и подумал, а ведь картинку можно ухудшить - смягчить - и дифракцией (ее еще называют дифракционной аберрацией), зажимая диафрагму чуть выше дифракционного ограничения объектива.
Начал копытить Инет и ничего не нашел по поводу такого неожиданного использования дифракции ).
Ясно, что сама картинка снижения четкости - мягкости - объектива от аберрации и дифракции будет отличаться, их природа разная.
на самом деле дифракция далеко не так страшна, как её малюют. Никто не запрещает вам пользоваться бо́льшими значениями диафрагмы, если в этом есть объективная необходимость. Весьма незначительное снижение резкости можно заметить невооружённым глазом лишь установив диафрагму на одну полную ступень больше дифракционно-ограниченного значения. Иногда резкость может даже возрасти (особенно это характерно для недорогих объективов), поскольку диафрагмирование уменьшает оптические аберрации, вызывающие замыливание изображения при съёмке с открытой диафрагмой. Если прикрыть диафрагму ещё на одну ступень, дифракция станет несколько более очевидной, но в целом качество изображения останется вполне приемлемым. И только отступив от дифракционно-ограниченной диафрагмы на три ступени, мы получим заметную потерю детализации. Но даже с этим можно смириться, если кадр требует особо большой глубины резкости. А вот от дальнейшего уменьшения относительного отверстия лучше всё-таки воздержаться.
Здесь ниже мы видим, что в чем-то похожа размытость (мягкость) текста от аберраций при открытой дырке и от дифракции при закрытой (мелкая решетка и цветопередача чуть разные получились)
1. Диафрагма 1.8 (отправная точка). Резкость не ахти, на открытой диафрагме сильны сферические аберрации, они смягчают картинку:
2. Диафрагма 5.6 (промежуточное положение)
Видно, что детализация стала намного лучше, чем при максимально открытой диафрагме! Причина тому — уменьшение эффекта сферической аберрации. Что же, уже хорошо. Можно предположить, что чем сильнее закрыта диафрагма, тем лучше детализация? Давайте попробуем зажать диафрагму до максимума!
3. Диафрагма 22 (диафрагма зажата до максимума)
Похожую мягкость мы видим и в опыте Тайги
Оригинальную картинку можно получить от дифракции (взято отсюда):
Вот такая реабилитация дифракции получилась )
То есть это зло, но при специальном подходе можно что-то выжать интересное
Сообщение отредактировано Dick: 11 мая 2018 - 08:17