подобная тема есть на форуме, но она... "стихийная", без модерации и там полно завирательных идей
Давайте попробуем в этой теме собирать полезные сведения об осветительной аппаратуре?
Для начала резюмирую некоторые факты (собранные из других тем) .
- свет галогенный VS светодиодный: светодиодный свет выигрывает в экономии электричества, меньше вес и размер, не нагревает комнату... но, блин, он вчистую проигрывает по спектральному составу - получить хороший телесный цвет у недорогих приборов невозможно в принципе , у дорогих - можно, но лишь в течение гарантийного срока, потом диоды "деградируют" и всё становится мертвенно зеленоватым, как и дешевых приборов... Галогенный свет - вне зависимости от марки, модели и года выпуска - он ВСЕГДА даёт хороший спектр для портретов...
- Свет рассеянный или прямой.... Зависит от мастерства фотографа? с прямым ("жестким" ) светом портреты снимать можно... но сложно: необходимо хорошее владение светотенью и... всё равно есть лица, для которых жесткий свет губителен...
- Теперь о рассеянном свете. Мысли очевидные, но почему-то многие (даже практикующие) фотографы этого не понимают: запомните простую, но очень важную вещь: важна ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ПЛОЩАДЬ . Пример: диаметр Солнца 1,392 миллиона километров, НО для нас оно является точечным источником света. Почему? Правильно, ребятки, потому что далеко ("далеко, далеко на лугу пасётся ко...")... Или осветительный зонт (диаметром 1 метр)... Если он на расстоянии 1 метр от лица, это огромный ЗОНТИЩЕ , дающий свет на лицо со всех сторон (очень мягкие тени). Но тот же самый зонт на расстоянии 3 метров от лица - это уже зонтичек, лишь слегка смягчающий тени ... а на расстоянии 5 метров, это уже не зонт, а *уета , тупо сжирающая половину света...
- Теперь пара слов о самих приборах: вот у нас один товарищ говорит, что ему некто "рашап" сказал что нельзя использовать строительные приборы. Может он по своему прав (в том смысле что не пафосно, не впечатляет клиента) но если брать в расчёт только качество света (его спектральный состав) то это чушь! (см. выше) ... Вы можете верить статьям из интернета, но в нашем фотокружке позиция другая: галогенный свет - он всегда галогенный свет (и всегда хорош для портретов) и не важно стоит ли пробор 100 тыс рублей или одну тысячу рублей...
В нашем кружке (не только в фотокружке, вообще на 1dv) принято оспаривать всё поэтому тем, кто "не держит меня за фотографа" - можно дальше не читать)))
Но я как фотограф утверждаю, что... свет - очень важен, пожалуй самая главная составляющая фотографии, но какие приборы используются - дело второстепенное (я берусь сделать полноценный портрет со светом от двух зажигалок, не шучу)...
У меня есть проф. приборы (Lowel Tota и Dedoligh) есть проф. рассеиватель "Chimera", НО большинство моих портретов за последние два года (в том числе и коммерческие проекты) сняты с использованием одного "строительного" прибора , одного зонта и чего-нибудь для контрового (беру то, что под руку попадётся - настольную лампу, фонарик... монитор компьютера)...
Почему (имея проф. приборы) я использую простенькую лампочку? Первый ответ - лень. Проф. приборы лежат в кофре на полке, нужно минут 15 чтобы достать, собрать подключить, а этот прибор с зонтом постоянно стоит в углу за дверью и включите его - дело минуты...
Второй ответ: не только и не столько лень. У моих проф. приборов мощность 1000 ватт и для дома они а) сильно греют комнату б) чуть ярковаты в) чуть холодноваты...
Расшифрую "б" и "в".
"Ярковаты"... яркость (или сила света, называйте как хотите) понятие относительное! если ты снимаешь ночью при свете звёзд, то деревенский фонарь (с тусклой ламой) засветит всё в округе (на этом фото трава освещена уличным фонарём в 100 метрах за спиной фотографа. а дорога (вся дорога!) освещена карманным фонариком (выглядит как прожектор)...
Если ты снимаешь в павильоне, где у тебя есть 10 приборов по 1000 вт - то ты можешь сделать и рисунок и контровой и моделирующий и пятна на фоне и блики - всё можно сделать... НО в квартире - куда впихнуть столько приборов (общей мощностью в 10 квиловатт) ???
В квартире приходится использовать бытовые осветительные приборы (и это - хорошо... при хорошей чувствительности камеры)...
Так вот, по сравнению с 1 киловаттом - домашние лампочки слабые, киловаттник их "перебивает"...
А использую лампу в 500 ватт (на самом деле 380 вт, я замерил ) ты получаешь мягкий свет СОПОСТАВИМЫЙ по яркости с бытовым светом.
Посмотрите на фото: тут 2 источника - мой "строительный" прибор с зонтом и ... светодиодная подсветка под подоконником (очень слабая) и если бы лампа была не 380 ВТ , в 1000 - моделирующая подсветка щеки просто бы исчезла
Расшифровка "б" - "холодноваты". Цветовая температура - тоже понятие относительное. Если у тебя в студии все приборы 2800 K или всё 3200K - результат будет одинаковый (поставить поправку бб и все дела)...
Но мне нравится цвет teal&orange (бирюзово-оранжевый) и для его создания я часто использую окно в качестве фона...
Цветовая температура окна - "нерегулируемая", в зависимости от времени суток и состояни погоды колеблется от 5600 до 8000 K/
Цветовая температура проф. приборов 3200, а цветовая температура бытовых (и "строительных") ламп - от 2500 до 2800. То есть разница - больше. Используя строительный свет с температурой ~2700 - окно у меня полчается насыщенно фиолетовым.. если бы температура была 3200 - окно тоже было бы синеньким, но менее насыщенным...
Давайте разберём на примере этого фото:
"схема света":
- слева строительный прибор 380 вт (через зонт)
- справа-сзади (моделирующий, он же контровой) Ночник 5 ВТ (светодиодный)
Если БЫ лампа была 1000 вт (проф) то: а) контровой потеряется (будет едва заметен) б) окно будет втрое темнее и менее синее (так, чуть голубоватое) ...
вот фоточки моего "портретного набора"
Edited by Verendey, 14 Jan 2019 - 22:15.