Существует несколько типов монтажа, но мы рассмотрим только два : "быстрый" ("новостной") и "тщательный" ("рекламный").
"Быстрый" - это быстрый: соблюдая основные правила монтажа, но не углубляясь в нюансы. Главное - скорость.
Тщательный:
- Музыка должна "начинаться" и "заканчиваться": Либо подбираем музыку так, чтобы длина (всей музыки или "куплета") примерно соответствовала длине эпизода (что редко получается), либо вырезаем музыку в середине, совмещая по нотам, чтобы стык был незаметен. Но музыка должна правильно "начинаться" и "заканчиваться".
- Каждая склейка (почти каждая, ~ 70%) должна попадать в ритм музыки. В идеале не только склейки, но и "активные движения" в кадре должны быть "под музыку".
- Если идёт длинный рассказ - обязательно перекрывать планами (картинками, видео) на соответствующую тему. По правилам тщательного монтажа не рекомендуются планы длиннее 5-7 секунд), исключение одно: динамичная камера (проходы/проезды со стедикама).
- Длинный и "медленный" рассказ во время панорамы с паузами по 3-5 секунд - сокращать звук (вырезать паузы) и перекрывать планами с других точек. Так экономится эфирное время: из 40 сек получается 10
- Бытовой звук очень сильно отличается по громкости: в одном комментарии громкость может колебаться от - 18 дб до +3 дб. Автоматически выровнять громкость в одном плане невозможно, поэтому такой звук "ремонтируется" в отдельном аудиоредакторе. Небыстро.
- Закадровый текст тоже кладётся в такт музыке.
- Думать... как расположить эпизоды, какая музыка лучше ляжет и вообще, думать над каждым эпизодом, как его сделать лучше.
- и много ещё всяких хитростей, чтобы монтаж воспринимался (подсознательно) как органичный.
- и вот эти все "мелочи" занимают до 80% монтажного времени.