"мои эволюции в использовании фотовспышек и почему я от них отказался"
(в данном контексте не "эволюция", как развитие, но эволюции: обычно мн. ч. (эволю́ции, -ий). . Различные виды и приемы изменения )
Так вот, вспышки я начал использовать спустя 25 лет фотографирования без вспышки.
Просто потому, что в детстве, когда я начинал заниматься фотографией - вспышки у меня не было, потом работал кинооператором: "какие вспышки? всё со светом!" ...
первый фотоаппарат со встроенной вспышкой у меня появился в 2004 году.
После двадцатилетнего перерыва в фотографировании мне было слегка страшновато браться за фотоаппарат...
На первый взгляд профессии близкие, но они отличаются, как профессия нейрохирурга от психиатра - оба медики ведь... Или проще: всемирно известный художник Шишкин не умел рисовать животных и медведей ему рисовал другой художник.
Мне попались "хорошие" советчики и кто-то из таких сказал, "настоящий фотограф снимает со вспышкой".
Не могу сказать, что я полный лох и ведусь на любое фуфло, но я решил: раз вспышка есть - значит нужно уметь ей пользоваться, и сама идея, что не нужно таскать на съёмку два чемодана галогенных осветительных приборов показалась мне привлекательной ...
... мне вдруг стало лень писать, и попробую рассказать более близким мне инструментарием - фотографиями:
№1 Первый опыт: ( 2004 г. OLYMPUS C5060, встроенная вспышка )


С точки зрения мам и бабушек - "нормальное фото" (да и мне, как деду, любовь к внучке застила глаза
) но я сразу понял, что с одним "осветительным прибором", причём прямо от камеры, хорошего, объёмного света не получить...
№ 2
по опыту кинооператорства я понимал, что такое "баланс яркостей" и "световой ключ". Простыми словами: снимая портрет на фоне окна, если хочешь чтобы и лицо было видно и что за окном - нужно либо поднимать яркость лица, либо ждать, пока за окном стемнеет... И наоборот, если хочешь увидеть кроме лица, освещённого (мощной) вспышкой ещё и фон (освещённый маломощными лампочками) - нужно гасить яркость вспышки.
Заклеил вспышку двумя слоями арказоля.

ну, чуть лучше, контровой свет появился, но всё равно меня не устраивал рисунок.
Попробую объяснить для "мам и бабушек", почему такой свет нехорош.
На первый взгляд он может показаться интересным (особенно если ты редко/никогда не рассматривал фотографии, как "предмет искусства"... и ничего слаще морковки не пробовал) .
Лицо ярко освещено, видно все ямочки и реснички.
Но посмотрев 10, 20... 1000 таких фоток, понимаешь, что это неестественный свет, не бывает в природе, чтобы источник (яркого) света находился во лбу зрителя (может за исключением шахтёров и... царицы из сказки Пушкина).
У меня такой свет ассоциируется с (плохими) фотками свадеб в 60-х и... судебной хроникой ..
№3
я купил внешнюю вспышку, не панацея, всё равно свет от объектива ("а во лбу звезда горит"), но у неё была поворотная головка.
Повернув её на 90 градусов и направив на светлую стену, можно было получить боковой свет, а если извернуться, на расстоянии вытянутой руки держать лист бумаги А4 - то уже почти неплохой рисунок можно получить ...
Потом я узнал, что эта вспышка может работать как "ведомая" ("slave") срабатывать от другой вспышки... То есть вспышка на камере + внешняя - уже два прибора... Но меня к тому моменту свет "от объектива" уже стал сильно раздражать, вспышку на камере я перекрыл очень плотным арказолем, "переднего " света давала оч. мало, но хватало для срабатывания ведомой вспышки. Её на штатив и рассеивающий зонтик стал использовать

( Продолжу после перекура)
№4 я приноровился работать с одной "ведомой" вспышкой и продолжал снимать

в том числе используя вспышку в качестве атрибута)

тоже 2 вспышки (возможно 3, судя по блику в глазах сработала и накамерная. Я не помню в какой момент купил радио "пускач", чтобы отказаться от встроенной вспышки, как источника синхронизации... И тут я не справился с контровым - слишком мощная вспышка, "ведомая" без регулировок)

и ещё 2 вспышки

Но к тому моменту я уже стал понимать, что и двух источников света мне маловато и что без вспышки свет получается поинтереснее
фото тех же времён, но без вспышки

К тому времени я прикупил ещё одну ведомую вспышку (патронную) и стал её использовать для контрового

а потом , в 2009 г., мне подарили на юбилей объектив 50 мм со светосилой f 1.4
я снял на него вот это фото (без вспышки) и подумал: "а смогу ли я повторить такой эффект освещения с помощь вспышек?"
Ответ был - "да" , я всё же "кинооператор первой категории" (по трудовой книжке Гостелерадио СССР
) с опытом установки света в декорациях и в студии, но мне потребуется несколько вспышек разной мощности, тубусы и соты и... час на установку света.
А это фото снято за 2 минуты. Вечерний свет (остатки света) из окна и ночник. (NIKON D80, 1/50 сек, f/1.4, ISO 800)/ Свет я не "строил", а всего лишь "нашёл" его
Сообщение отредактировано Verendey: 13 дек 2017 - 03:15